Волжско-Каспийская ойкумена: ценности и стратегии развития

0

Посадский А.В., Посадский С.В.

 

В XXI  столетии отношения стран и народов Волжско-Каспийской ойкумены приобретают мощную динамику развития. Экономическое взаимодействие охватывает все новые и  новые сферы, что ведет к повышению благосостояния населения, процветанию экономик стран и народов региона. Очевидно сближение геоэкономических позиций между странами. Более интенсивным становится и политический диалог, что ведет к формированию многопланового стратегического партнерства. Взаимодействие народов и стран региона можно определить как качественно новый этап в развитии отношений. Оно может быть увидено в перспективе открытия новых горизонтов сотрудничества.
В настоящее время Россия выступает одним из лидеров развития интеграционных процессов на евразийской территории. Современная повестка международных отношений, очевидно, связана с  формированием Большой Евразии как стабильно и безопасно развивающегося пространства, как пространства устойчивых  связей стран и народов Евразийского континента. При сохранении духовного многообразия странами Евразии, всей многовекторности путей континента, актуален проект формировании  консолидированной Евразии — Евразии общих связей и ценностей. Сложение Большой Евразии оборачивается развёртыванием  постзападной эры глобализации. Имеется в виду не силовое доминирование тех или иных государств, а наступление большой эпохи преобладания евразийских ценностных форм в мире.
Актуальным представляется вопрос о сердцевинных ценностях Большой Евразии третьего тысячелетия, и, следовательно, о  ценностных основаниях евразийской глобализации.
Духовно-ценностное производство в настоящее время обладает особой устойчивостью на пространстве Волжско-Каспийской ойкумены. Евразия третьего тысячелетия может с уверенностью черпать силы для развития из духовных источников именно этого региона. Его идеалы способны стать ключевыми для больших евразийских интеграционных проектов.
Волжско-Каспийская ойкумена обладает глобально значимыми ценностными ресурсами — ценностными ресурсами общеевразийского масштаба. Она несет архетипические черты, базовые ценностные матрицы Культурной Евразии, является выразителем Евразийской Идеи. Она концентрирует необходимые ценностно-природные ресурсы для консолидации Большого Евразийского континента.  Перед нами парадигмальное пространство, модельный регион для сложения и устойчивого развития Большого Евразийского мира. Речь идет о его фундаментальном слагаемом и  ценностном конститутиве.
На протяжении тысячелетий на просторах Волжско-Каспийской ойкумены протекали интенсивные контакты между различными народами, способствующие их взаимообогащению и сближению. Здесь культурные традиции сохранялись, претворялось в жизнь их непрерывное, преемственное формирование, они вступали в творческие диалоги и вырабатывали неповторимые синтезы. Эти просторы стали пространством осуществления универсального творческого синтеза — синтеза ценностных миров Азии и  Европы, Востока и Запада. Духовное созидание исторически раскрывалось здесь в ракурсе евразийской культуротворческой миссии – пространство служило мостом между народами, связующим различные культурные миры, содействовавшим их кооперации при сохранении неповторимого своеобразия. Оно исполнено многовековым миротворческим опытом в сфере межэтнических, межнациональных, межкультурных, межконфессиональных, межгосударственных и межцивилизационных отношений – опытом, обладающим значением для всего человечества. Исторически осуществляя евразийскую интегративную идею, оно сделалось полюсом притяжения евразийской вселенной.
Волжско-Каспийская ойкумена – это мир устойчивых духовных связей, посредством которых транслируются ценности и традиции, собирается наследие региона. Она есть целостность исторических связей и коммуникативных линий, сеть связей и исторически вызревших форм диалога. Как таковая она выступает платформой для сложения метацивилизационного образования Большой Евразии. Исторически укорененные межкультурные коммуникации – способ существования взаимодействующих культур, способ бытия культуры, неотделимый от ее содержания, ее сути. Устойчивые духовные связи Волжско-Каспийской ойкумены выступают высокой ценностной формой и великой традицией Евразийского мира. Волжско-Каспийская ойкумена есть Евразия связей как Евразия-Традиция и Евразия-Ценность.
Страны и народы Волжско-Каспийской ойкумены, несомненно, обладают  схожими чертами культурно-цивилизационного развития. Именно близкие культурные коды определяют общие ритмы их исторического пути (1).
Традиции гуманизма исторически определили цивилизационные стратегии развития евразийского мира, сформировали духовный образ Евразии, создавали Евразию культурную. Традиции гуманизма, определившее духовное строение евразийского континента, в исчерпывающей полноте раскрываются в ценностном пространстве стран и народов Волжско-Каспийской ойкумены. Они присутствуют в их культурном наследии в качестве фундаментальной, стержневой составляющей.
Евразийский гуманизм утверждает  духовное достоинство человеческой личности, ее стремление к нравственному совершенству, несет возвышенную этику служения. Сохранение культурного и природного наследия связывается им с раскрытием достоинства, как отдельной личности, так и целых народов и стран. Им утверждается идея человека как творческого носителя всей совокупности культурно-исторической и космической жизни. Следуя евразийскому гуманистическому видению, личность есть источник исторических и космических процессов, источник творческого единства окружающего мира, где окружающий мир —  целостный исторический, природный, социальный и культурный дом человечества.
Страны и народы Волжско-Каспийской ойкумены – миры с самобытными духовными традициями, накладывающими на все свою печать. Эти миры едины в понимании человеческого достоинства как содержащего неизменное ядро нравственных добродетелей, в понимании человеческого достоинства как осуществления человеком своей моральной сущности, как высшего человеческого назначения, призвания, связанного с воплощением абсолютных этических ценностей, воплощением, обнаруживающем деятельностную творческую силу человека.
Их объединяет настойчивость и решимость в отстаивании высоких представлений о человеческом достоинстве. Взгляд на человеческое достоинство как соотнесенное с нравственными добродетелями, его определение как этической категории приводит к общему для них пониманию цивилизации как этического начала.
Понимание цивилизации на пространстве Волжско-Каспийской ойкумены имеет преимущественно этический характер. Это означает, что цивилизационное строительство зиждется на нравственном
овладении человеческими наклонностями как основании овладения миром. Оно связано с восприятием нравственного преображения человека источником преображения жизни всего мира, раскрытием глубинной зависимости цивилизационного развития от этики. Если люди могут подняться на более высокий  нравственный уровень, то для них оказываются открытыми и пути цивилизационного прогресса. Нравственный мир – источник вдохновений и надежд цивилизационного созидания. Вместе с тем, разрушение нравственного блага людей влечет разрушение благ цивилизационных. Странам и народам Волжско-Каспийской ойкумены присуще видение Этической Евразии в ракурсе стратегической духовной глубины цивилизационной жизни Евразийского континента.
На пространстве Волжско-Каспийской ойкумены вера имеет культурообразующий и цивилизациообразующий  смысл. Она формирует саму структуру цивилизационных и культурных формаций. Возвышенные традиционные религиозные ценности оказали и оказывают огромное влияние на сложение, строение и развитие Волжско-Каспийского пространства. Религиозная этика плодотворно формировала солидарную общественную жизнь в истории народов и стран региона. На ее основе складывались солидарные общества, миростроительные народно-исторические и нравственно-правовые государства, цивилизации коммунитарного типа. Принципами религиозной этики наполнены столь свойственные региону традиции евразийского гуманизма.
Характерная для народов и стран Волжско-Каспийской ойкумены этика человеческого достоинства и основанные на ней принципы цивилизационного развития способны удовлетворить потребность в высокой идентичности, потребность, столь существенную для современного мира. Их этическое миросозерцание и восприятие цивилизации может стать основанием формирования общепланетарной макроэтики диалога цивилизаций, глобальной этики цивилизационного развития.
Ценностные воззрения народов и стран Волжско-Каспийской ойкумены имеют все основания стать источником Большого Евразийского Ренессанса – возрождения великих целей и задач строительства Евразийского континента. Раскрывая духовное достоинство человека, они содержит в себе мощнейший потенциал, призванный способствовать решению глобальных проблем в общечеловеческих интересах.
Отношения народов и стран Волжско-Каспийской ойкумены имеют все основания развиваться сегодня не просто в контексте прагматического подхода, а в широком контексте общих ценностных оснований, в рамках нравственного союза, формирования большого морального сообщества. В таком случае, они способны подарить миру программу глобализации, зиждущуюся на возвышенных ценностных началах, высоком понимании человеческой идентичности, всеобъемлющем духовно-этическом мировоззрении, без которых никакая культурно-цивилизационная жизнь, а, следовательно, и само дальнейшее существование человечества немыслимы.
Новый современный этап сближения народов и стран Волжско-Каспийской ойкумены способен содействовать сбережению и развитию высокого духовного производства, являющегося базовым для сохранения и развития Культурной Евразии, Евразии как целостного Культурного Континента. Именно гуманитарный союз народов и стран региона может стать движущей нравственной силой формирования Большой Евразии в Третьем тысячелетии, силой, отвечающей потребностям и реалиям современной жизни. Речь идет не просто о геоэкономическом союзе, а именно о союзе гуманитарном, который бы заложил основы для более благородной и справедливой жизни на территории всего Евразийского мира.
Народам и странам Волжско-Каспийской ойкумены исторически свойственна сберегающая идентичность. Сохранение уникальных форм жизни во всей полноте и конкретности всегда было приоритетом развития этого глобально значимого региона.
Исторически парадигмы жизнестроения строились здесь на фундаменте духовно насыщенных представлений о доме-семье. Модель семейно-домовой общности распространялась на все формы бытия. В доме-семье человек ощущал себя ответственно сопричастным бытию других людей, всему мирозданию и Творцу. Дому-семье свойственны родственная забота, взаимная поддержка и участливое внимание. В нем раскрывается глубинное родство людей между собой, их родство с космосом и  Создателем. Такой Дом творится и бережно хранится в непрерывной работе поколений, сооружается в беспрерывных межпоколенных синтезах.
Развитие Волжско-Каспийской ойкумены сегодня призвано осуществляться исходя из исторически укорененных представлений о семейно-домовой общности. Волжско-Каспийский Дом — Дом-Семья, жители которого всегда были и остаются озабочены творческим возделыванием и сбережением природной и культурной среды, приумножением и сохранением природных и культурных благ, защитой и воспроизведением природных и культурных ресурсов.
Волжско-Каспийский Дом — пространство непрерывного человеческого духовного пути, на котором творчески осваиваются исторически вызревшие ценности и традиции, бережно возделываются культурные и природные ландшафты. Он воплощает принципы культурного и природного континуитета, стратегии сохранения преемственности духовного и природного развития. Речь идет о стратегиях кумулятивных, подразумевающих накопление духовных и природных богатств, сбережение преемственности развития культурных и природных форм и систем.
Волжско-Каспийский Дом — исторически сформированное целостное гуманитарное и природное пространство, исторически сложившаяся территория прочных культурных связей, выступающих основанием различных форм экономического и политического сотрудничества.
Речь идет о Доме ценностей и традиций, укорененном в многовековой истории, мире, обогащённом неповторимыми идентичностями и ценностями, мире разнообразных природных и уникальных духовных форм, требующих сбережения.
Экологические идеи и ценности исторически свойственны народам Волжско-Каспийского Дома. Они укоренены в многовековых традициях их духовной жизни, присущи их богатой культурной истории, всегда содействовали устойчивому развитию региона. Сегодня важно вновь раскрыть их объединительный потенциал.
В истории народов Волжско-Каспийского Дома нет «традиции» разрушения природного и культурного наследия. Пространство Каспийского Дома нормативно исключает отношения между человеком и окружающей средой по модели насилия. Традиции народов региона направлены на возрастание энергий солидарности, творческое единение человека и природного мира, раскрытие культуро и природосберегающей миссии личности. Они раскрывают ценность служения людям и мирозданию, несут образ человека — творческого хранителя природных и культурных богатств.
Волжско-Каспийский Дом — пространство воплощения цивилизационно-экологической идеи. Идея Экологической цивилизации заложена в глубинной истории народов региона, раскрывается в вековых традициях их исторического пути. Она означает обретение материального благосостояния, развитие экономики, науки и техники в неразрывной связи со сбережением культурного наследия и природы. Она означает поиск оптимального сочетания традиций и инноваций, при понимании традиций источником современного развития. Она означает реализацию права стран и народов на суверенный самобытный путь, устойчивое развитие, в центре которого находится человек как творец культуры и хранитель природных систем.
Развитие Волжско-Каспийского Дома сегодня предполагает воодушевление идеалом ответственного сообщества. Ответственная позиция означает восприятие человеком себя совладельцем культурного и природного наследия. Ценностный акцент на ответственности соединен с принятием долга унаследовать и передать природные и культурные блага приумноженными, а не истощенными. Речь идет об ответственности перед предшествующими поколениями, создавшими культурные ценности, перед исторически сформированным культурным наследием и природными богатствами. Речь идет об ответственной передаче культурного и природного наследия грядущим поколениям как добровольно принятом обязательстве.
Развитие Волжско-Каспийского Дома в настоящее время предполагает следование экологическому императиву, подразумевающему правообязанность сохранения культурного и природного наследия как источника формирования будущего. Оно соединено со сбережением культурных и природных богатств ради общего блага планеты, в качестве основы общечеловеческого духовного роста. Развитие через сохранение духовного и природного наследия на благо всего человечества — ключевая стратегия оформления Волжско-Каспийского Дома.
Созидание Волжско-Каспийского Дома сегодня неразрывно связано с вырабатыванием  целостного исторического самосознания. Речь идет о видении народами сотрудничества в ракурсе исторической глубины, о видении укорененности современного взаимодействия в глубинных пластах и коллективных идентичностях прошлого, в историческом соприкосновении и взаимопроницаемости форм культурного наследия.
Принципиально значимо видение Волжско-Каспийского Дома в ракурсе многонародного форума культурной памяти, где происходит взаимное открытие духовной глубины другого, осуществляется сближение и обретение общности, открываются общие ценности и пути развития.
Волжско-Каспийский Дом сегодня призван быть гуманитарным пространством осуществления культурных прав человека. Речь идет о праве на культурное наследие и своеобразие, праве на идентичность, праве на творческое освоение и продолжение традиций. Речь идет о праве на природное наследие, праве на его сохранение и преобразующее возделывание, что неразрывно связано с культурным созиданием, предстает естественным базисом творения культурных форм. Речь идет о праве на самобытное развитие, на культурно-цивилизационное совершенствование, на суверенное модернизационное движение, праве на вхождение в современность и, следовательно, праве на будущее. При этом право на развитие осуществляется в гармонии с правами на идентичность и природное наследие, на их основе, при творческом сохранении природных и  культурных почв.
Волжско-Каспийский Дом может стать образцом  открытой коллективной системы управления глобальными процессами − системы справедливой, в которой принимают участие все страны и народы, где способ организации принятия решений подотчётен населению, а сами решения обязаны быть продуктивными и приемлемыми для представителей мирового сообщества.
Созидание Волжско-Каспийского Дома может стать в настоящее время впечатляющим примером устойчивого развития.
В истории стран и народов Волжско-Каспийской ойкумены содержатся принципы ценностной парадигмы устойчивого развития. Она означает, что развитие конституируется через отношение к ценностям, что человеческое творчество в истории воодушевляется духовно-нравственными смыслами. Собственно, такая направленность и придаёт развитию устойчивость. Имеется в виду развитие, реализуемое исходя из приоритетов сбережения всей полноты богатств природного и культурного наследия, сохранения классического понимания человечности, понимания, основанного на традиционных духовных ценностях. Имеется в виду развитие, реализуемое на базе взаимообогащающей межкультурной коммуникации, при бережном сохранении и творческом приумножении исторически сложившихся духовных практик, когда устойчивость и целостность общественной жизни обретается в линиях культурно-исторической преемственности.
В контексте исторического опыта стран и народов Волжско-Каспийской ойкумены, движение в современность на основе исторически сложившихся идентичностей важно осознать как принцип устойчивого развития Евразийского пространства, влекущий органическое сложение интеграционных процессов.
В послании стран и народов Волжско-Каспийской ойкумены содержится идея Евразийского консенсуса. Речь идет о признании народами и странами Евразии исторически сложившихся ценностей и зиждущихся на них образов жизни началами развития и сотрудничества. Речь идет о согласии относительно определения принципов достойной жизни в соответствии с исторически выработанными стержневыми ценностями и культурными нормами. Речь идет об обретении согласия стран и народов касательно безопасного и стратегически стабильного развития на основании исторически сложившихся ценностей и идентичностей, при сохранении и приумножении богатств культурного и природного мира.
Движение в современность на основании исторически сформированных ценностей и идентичностей, сохранения природных и культурных богатств, увиденных ресурсом и источником развития, сегодня важно осознать в качестве существенного принципа созидания Волжско-Каспийского и  Большого Всеевразийского Дома.
Общеизвестно, специфика российского цивилизационного строительства находит свое выражение в понятии дома-семьи. Домашняя цивилизация, которой является Россия, и есть цивилизация Экологическая (дом – греч. οἶκος). Это Дом, выстроенный на принципах Семьи. Он является миром культурных и природных богатств, бережно хранимых и творчески передаваемых от отцов к детям. Речь идет о целостном пути цивилизационного домостроения — домостроения экологического.
Экогуманистические ценности – глубинные, сердцевинные ценности Российской цивилизации. Категорически неприемлемо искусственное противопоставление России экогуманистической, утверждающей идею достоинства человека, образ человека как хранителя и ответственного возделывателя культурного и природного мира, России исторической, России как самобытному государству-цивилизации. Экогуманистическая Россия и есть Россия историческая, Россия коренная. Речь идет о сущностных российских цивилизационных ценностях, ценностях общенациональных.
В российском цивилизационном самосознании патриотические и экологические ценности органично взаимосвязаны. Они гармонично сочетаются в едином ценностном пространстве – аксиосфере Российской цивилизации. Утверждение высоких патриотических ценностей, формирование глубокого ценностно насыщенного патриотизма означает любовь к культурному и природному наследию как собственному цивилизационному Дому, желание сохранить его и передать обогащенным следующим поколениям.
Высокий патриотизм – глубинная традиция, непреложная ценность Российской цивилизации и в тоже время фактор ее развития. Высокий патриотизм предполагает служение Стране на основании любви к ее духовному и природному наследию. Такой патриотизм не может быть формальным и поверхностным, так как полагает предметную любовь к историческому, культурному и природному миру Родины, желание быть ему сопричастным, желание его творчески продолжать, сохранять и преумножать в качестве основания служения Отечеству. При этом Отечество видится целостным Домом-семьей. Внести свою лепту в домостроение — означает участвовать в сохранении и приумножении родных исторических и природных богатств.
Цивилизационный код Российской цивилизации может быть раскрыт как экологический. Россия — цивилизация, базирующаяся на экологических принципах мироосвоения, стратегиях сбережения культурных и природных форм мироздания. Инспирированные Россией интеграционные процессы на территории Евразии всегда были подчинены экологическому императиву, нося культуросберегающий и природосберегающий характер. История страны — история сбережения народов, их культурного наследия во всем многообразии ценностей и традиций. В середине прошлого века Россия сохранила Землю от разрушения, героически противостоя фашизму. Все прошлое столетие страна активно противодействовала колониализму на планете. Экологическая идентичность – сущностная идентичность России. Закономерно, что именно на территории России академиком Д. С. Лихачевым было озвучено понимание экологии как сохранения единого наследия человечества — культурного и природного. Закономерно, что именно в России родилась современная экологическая философия — философия русского космизма. Именно Россия, как Евразийская экоцивилизация, дала миру идею ноосферы — идею гармоничного взаимодействия человечества, природы и Творца, являющуюся сущностной характеристикой российского цивилизационного самосознания, российским цивилизационным посланием миру.
Исторически Россия, мирно объединившая огромные просторы Евразии, выступала примером устойчивого развития для стран и народов планеты. Ее территории воплощают единство европейских и азиатских миров, символизируют космическое равновесие Запада и Востока, на них раскрывается ценностная комплементарность Азии и Европы, они являются экологически благоприятными землями. Ее народ несет традиции соборности — единения в пределе объемлющего весь людской род на основе всего разнообразия культурной и природной жизни вселенной. Идея мирного и справедливого развития стран и народов, ценностно насыщенного устойчивого развития как единства в многообразии содержится в российском цивилизационном послании.
Экологическое преображение – перспективный ответ России на вызовы идентичности, путь обретения в  собственном наследии опорных точек для вхождения в современность. Экологически ориентированное устойчивое развитие в центре которого находится человек – российский цивилизационный выбор и национальный путь.   Обладая ярко выраженными экологическими доминантами, Российская цивилизация способна актуализировать проект экологической глобализации, провозглашающий сохранение человека, сбережение культурного и природного наследия источником общностного развития человеческого рода(2).
Сегодня Россия способна выступать модератором устойчивого развития Большой Евразии, быть его гарантом. Наша страна призвана содействовать консолидации Большой Евразии как экополюса устойчивого развития мира — пространства, сочетающего технологии завтрашнего дня с творческим следованием традициям и сбережением природных систем, выступающего фактором возрастания динамики глобальных интеграционных процессов, культурного роста и экономического прогресса, излучающего смыслы, способные придать современному развитию большую меру интенсивности и осознанности, внутреннюю согласованность, ценностную насыщенность и духовную глубину.
В связи с возрастанием угроз в сфере экологической безопасности на евразийском пространстве, представляется важным, чтобы Россия стала инициатором разработки и воплощения целостной стратегии развития Волжско-Каспийского региона. Такая стратегия связана с образованием культурно-экологического союза народов как основания перспективного полюса евразийской интеграции, выводящего на качественно новый уровень взаимодействие России со странами всего евразийского мира. Она предполагает, что исторические пути сложения Культурной Евразии, Евразии духовных связей, ценностей и традиций, Евразии Экогуманистической определяют пути формирования современной Экономической Евразии – пространства взаимодействующих экономик стран и народов. Речь идет о единой стратегии — российской цивилизационной стратегии, стратегии формирования Волжско-Каспийского Дома  и  всеевразийской глобальной стратегии, о стратегии, служащей скреплению  Российской цивилизационной общности,   единению народов Волжско-Каспийской ойкумены и сложению Большой Евразии.
Стратегия развития Волжско-Каспийской ойкумены предполагает целостный пакет народосберегающих и природосберегающих научно-общественных проектов, призванных содействовать укреплению межнационального мира и общественного согласия на российском и общеевразийском пространстве. Мировоззренческими основаниями этих проектов является восприятие общества, культуры и природы в их неразрывной связи. Их духовный стержень – идеал единения людей во имя духовно-нравственного преображения вселенной, идеал творческого сотрудничества человечества ради обретения гармонии мироздания, идеал единства Творца, человека и мира, раскрывающийся в учении русских космистов о ноосфере.
В настоящее время возрастания вызовов и угроз безопасности бытию человеческого рода крайне востребована роль России в качестве модератора устойчивого развития евразийского пространства. Такое служение страны оправдано как ее глобальными территориальными ресурсами, так и уникальными характеристиками ее человеческого потенциала. Необходимо сделать все возможное для того, чтобы наша страна стала источником экологического прорыва человечества в  XXI веке, выступив инициатором разработки и воплощения стратегии развития Волжско-Каспийской ойкумены.

Примечания
1.Выявляя сходные ценности и черты стран и народов Волжско-Каспийской ойкумены, мы будем опираться на интеллектуальную традицию российского евразийства, представленную множеством известных ученых (лингвистов, историков, социологов, философов, правоведов), рассматривающих территорию региона уникальным геокультурным пространством с особыми путями развития. Их фундаментальные научные изыскания выступают солидным основанием для сравнительного анализа ценностных миров и разработки созидательных стратегий сотрудничества народов региона. Наша работа представляет собой попытку обобщить и актуализировать наследие евразийского научного сообщества, сохранив преемственность с его идеями и ценностями.
Обнаруживая сходные черты духовно-исторических путей стран и народов Волжско-Каспийской ойкумены, мы следуем евразийскому замыслу, усматривающему в близости ценностных комплексов народов Евразии залог плодотворного развития континента. Следуя интеллектуальной традиции евразийцев, мы надеемся внести свой посильный вклад в формирование экологического союза народов Волжско-Каспийского пространства.
2.Сегодня Китай выступил с амбициозным проектом созидания Экологической цивилизации. В настоящее время глубокое взаимодействие с Поднебесной становится возможным именно на языке экогуманизма. Язык экогуманизма — язык общественно-политических практик XXI века, что обусловлено как актуальностью вопросов экологической безопасности для всего человеческого рода, так и смещением ядра развития современного мира на евразийские пространства. Российско-китайские отношения в XXI веке могли бы быть продуктивно выстроены на пути сопряжения масштабных экологических инициатив. Для этого важно, чтобы Россия выступила инициатором масштабных цивилизационно-экологических проектов. Проект Волжско-Каспийского Дома имеет все основания стать фундаментальным экоцивилизационным проектом России и Евразии. Ведь Волга – это не только Русский Нил, цивилизациообразующая река России, это – пространство воссоединения природных и культурных ландшафтов всей Большой Евразии (здесь необходимо вспомнить об истории Волго-Балтийского торгового пути — пути из варяг в арабы, из варяг в персы, экуменически объединяющим различные культурно-хозяйственные типы и историко-этнографические провинции). Как субъект этой инициативы Россия может найти глубокое взаимопонимание с Китаем, осуществляющим проект Экологической цивилизации.