Альманах «Метапарадигма», № 4

Авторы:

Нестерук Алексей Всеволодович

Нестерук Алексей Всеволодович

профессор Портсмутского университета, диакон

иеромонах Мефодий (Зинковский)

Мефодий (Зинковский Евгений Анатольевич),

иеромонах, кандидат богословия, кандидат технических наук

иеромонах Кирилл (Зинковский)

Кирилл (Зинковский Станислав Анатольевич),

иеромонах, кандидат богословия, кандидат технических наук

Посадский Сергей Владимирович,

кандидат философских наук

Колмаков Вадим Борисович

Колмаков Вадим Борисович,

кандидат философских наук

Обзор материалов выпуска:

А. В. Нестерук в статье «“Назад к Отцам”: преподобный Максим Исповедник, неопатристический синтез и критика секулярного разума в XXI веке» обращается к творчеству преподобного Максима Исповедника, рассматривая его наследие как основание для плодотворного развития неопатристического синтеза. Автор считает, что через изучение наследия преподобного богословие получает уникальную возможность осуществления критической функции по отношению к секулярному мышлению, сможет дать верную оценку современной эпохе.

Иеромонах Мефодий (Зинковский) в статье «История термина “ипостась” и его богословское употребление» продолжает исследование философского и богословского значения термина «ипостась» в античной и христианской мысли. В этой части работы автор раскрывает значение термина в богословии преподобного Иоанна Дамаскина, преподобного Максима Исповедника и святого Григория Паламы, делает итоговые выводы об уникальном характере рецепции термина в христианской святоотеческой мысли, подчеркивая его качественно новый, личностный смысл.

Статья иеромонаха Кирилла (Зинковского) «Онтология ма­терии и тела у святителя Афанасия Великого» посвящена анализу представлений Афанасия Великого о материи и челове­ческой телесности. Автор позиционирует святителя как богослова обновления / воссозидания цельной природы человека и всего материального мира. Рассматриваются темы качественно новой категории «меоничности» материи, эсхато­ло­гического предназначения человеческого тела, евхаристического реализма. Выявлена новизна богословского опыта святителя по раскрытию связи догмата Боговоплощения с воскресением плоти.

С. В. Посадский в статье «Онтология духа и природы в персоналистической историософии Л. А. Тихомирова» продолжает анализ философских воззрений Л. А. Тихомирова, сосредотачивая внимание на различении духовной свободы и природной необходимости известным русским философом. Автор указывает, что Л. А. Тихомиров постулирует своеобразное дихотомическое деление онтоса человеческой истории, в котором духовная жизнь личности предстает суверенной по отношению к природной необходимости, характеризуется осознанным целеполаганием и смыслообразованием, имеющим религиозно-философскую природу.

В статье «Богословские идеи Дмитрия Скрынченко. К 140-летию со дня рождения» В. Б. Колмаков актуализирует наследие русского богослова и философа, внесшего значительный вклад в развитие православной антропологии и аксиологии. Автор раскрывает идеи Д. В. Скрынченко, полагающего, что смысл и ценность жизни имеют религиозное содержание, усматривающего в христианстве подлинно оптимистическое миросозерцание, ведущее человека к вечному бытию, акцентирующего в связи с этим тему телесного воскресения, подразумевающую полноту представленности человека в вечности.

Номер завершает публикация двух работ Д. В. Скрынченко, посвященных темам ценности жизни и воскресению человеческого тела: «Ценность жизни по современно-философскому и христианскому учению» (часть вторая) и «Догмат о воскресении человеческой плоти». В первой работе Д. В. Скрынченко анализирует тему ценности жизни согласно христианскому вероучению, уделяя особое внимание проблеме само­убийства, указывая, что если человечество не осмыслит свою жизнь на путях христианского религиозного сознания, то оно ничем не сможет оправдать своего бытия. Во второй работе Д. В. Скрынченко рассматривает христианскую идею воскресения тела, подчеркивая целостность христианских представлений о человеке, предельно ясно выраженную в христианской эсхатологии.