Динамика современного научного знания характеризуется интенсивно возрастающей интегральностью. Речь идет как о нарастающей связи между отдельными отраслями научного знания, так и о выходе на качественно новые познавательные рубежи, актуализирующие универсальные онтологические темы. Взаимодополняющие достижения в области квантовой физики, математики, астрофизики, биологии и т. д. сегодня не позволяют ученому сосредоточиться единственно на своем предмете, избегая осмысления всеобщих принципов бытия. Именно в наше время научные факты и открытия с необходимостью ставят перед научным сообществом метазадачу целостного познания мироздания, предполагающую раскрытие его фундаментальных оснований. Современная наука обретает смысл не только в решении частных, узкодисциплинарных задач, требующих разработки локальных парадигм, соответствующих специальным областям научного знания, но и через формулирование всеобщих оснований знания — в раскрытии метапарадигмы, призванной стать фундаментом развития науки в целом. Таким образом, научное познание наиболее полно осуществляет свое исконное, нормативное состояние и предназначение, отвечающее стандарту универсального знания философии.
Под метапарадигмой принято понимать универсальную парадигму, лежащую в основе всех парадигм — парадигму парадигм. В силу своей общности метапарадигма призвана вместить и объять все многообразие отдельных научных взглядов и позиций. Она призвана включить различные стороны научного знания, придав ему внутренний смысл и единство. Критериям метапарадигмы исчерпывающе отвечает вечная философия (philosophia perennis) платонизма. Это фундаментальное идейное наследие античного и христианского мира, преемственно сохранившее себя в веках истории, оказавшее решающее влияние на становление ценностных систем человеческой цивилизации, во многом определив облик познающего и культуросозидающего человека.
Философия платонизма раскрывается как особая метафизика ценностей. Она обосновывает научное познание, художественное творчество и этическую жизнь человека через всеединый универсум умопостигаемых ценностей-идей, выраженный в мире чувственно данных явлений.
Через онтологическую приоритетность универсума идей, пронизывающего познаваемое человеком мироздание, служащего основанием мира научных теорий и концепций, платонизм обосновывает реальность человеческого знания. Через первичность универсума идей платонизм демонстрирует особую онтологию прекрасного, поощряя художественное творчество человека, направляя его к исканию и выражению самой возвышенной эстетики. Через фундаментальность универсума идей платонизм обосновывает реальность и общеобязательность нравственных норм, созидая устойчивые начала общественной жизни.
В единстве высших ценностей Истины, Добра и Красоты платонизм характеризует Абсолютное, Божественное бытие, рассматривая его как реально присутствующее и раскрывающее Себя в мире, указывая возможность соединения с Ним человека. Тем самым платонизм обосновывает всеединство Абсолюта, человека и мира, определяя глубочайшие перспективы человеческого познания и духовного роста.
Метафизика платонизма может быть названа интеллектуальной жемчужиной Евразийского континента. Историческая Евразия представляет собой особый аксио- и пневмаконтинент – пространство средоточия духовной мудрости и ценностей, материк величайших свершений духовной жизни, являющийся прародиной всех форм классической духовности. Одним из базовых слагаемых Духовной Евразии – Евразии ценностей является платонизм. Его значение в духовном развитии Евразии сложно переоценить. На протяжении тысячелетий платонизм был выражением интеллектуальной жизни евразийских народов. Он внес фундаментальный вклад в организацию евразийского духовно-ценностного пространства, превратив Евразию в софийный континент созидания и выражения стержневых смыслов человеческого бытия, продолжая и по сей день определять духовный облик Евразии и всего человечества. Творческое включение в метапарадигму платоновской философии означает следование самым выверенным и основательным интеллектуальным образцам, тысячелетиями определявшим развитие человеческого познания, означает подключение к непреходящему источнику, питающему жизнь человеческого разума в веках.
Выдающийся отечественный мыслитель А. С. Панарин проникновенно указывал на отечественную метафизику всеединства, имеющую христианско-платонические основания, как на обладающую необходимыми интеллектуальными и ценностными ресурсами для преодоления глобальной экологической катастрофы и достижения процветания всего Евразийского континента. Следуя его воззрениям, обращение к ней поможет дать ответы на глобальные вызовы современности. Метафизика всеединства предстает интеллектуально-ценностной платформой устойчивого развития Евразийского мира. «Философия всеединства возвращает нас от образа природы как мастерской к образу природы как храма, пространство которого будит в нас мотивации высшего порядка, несовместимые с безответственным потребительским эгоизмом. Предмет истинного знания науки, возобновившей свой союз с ценностными сферами культуры, есть – по определению Владимира Соловьева – “общая природа всех вещей, и если предмет истинного познания есть внешний, реальный мир, то не как простая совокупность вещей, а как природа вещей”. Принцип всеединства явился общеметодологической предпосылкой … не только ориентиров научного знания, но и нормативных принципов, обязывающих уважать целостность Космоса», – писал мыслитель. Обращение к метафизике всеединства, имеющей греко-византийские истоки, А. С. Панарин рассматривал в ракурсе стратегической евразийской инициативы XXI столетия.
Редакция альманаха
Альманах «Метапарадигма» издается с 2013 года инициативной группой ученых, видящих свою задачу в формировании новых научно-исследовательских программ, органически синтезирующих традиционные духовно-нравственные ценности и современное научное знание.
Альманах является рецензируемым научным журналом. Все статьи, поступающие в редакцию альманаха, получают экспертную оценку редакционной коллегии, на основании которой принимается решение о возможности публикации.
Альманах представляет уникальное непериодическое издание в виде сборника статей в печатной и электронной версиях. Электронная версия номеров альманаха размещается на собственном сайте издания http://metaparadigma.ru.
Каждый номер альманаха включает до 7 научных статей российских и зарубежных авторов. Альманах также публикует наследие отечественных философов и богословов, сопровождая публикацию вводными статьями и комментариями.
Главный редактор:
Сергей Владимирович Посадский, кандидат философских наук
Редакционная коллегия:
- Казин Александр Леонидович, доктор философских наук, профессор
- Кимелев Юрий Анатольевич, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник ИНИОНРАН, декан факультета религиоведения РПУ
- Нестерук Алексей Всеволодович,кандидат физико-математич
еских наук, профессор - Посадский Александр Владимирович, кандидат философских наук, член Экспертного центра Всемирного Русского Народного Собора
- Посадский Сергей Владимирович, кандидат философских наук, главный редактор альманаха
- Аркадий Северюхин, иерей, кандидат богословия, учредитель и проректор Санкт-Петербургс
кой Академии Теологии и Искусств - Соловьев Никита Александрович, кандидат физико-математич
еских наук
Альманах издается при поддержке и участии
Инновационного центра экологической модернизации и экспертизы
Центра Гуманистической Экологии и Культуры
Центра социально-консервативной политики
Санкт-Петербургс
Российского Православного Университета
Фонда просвещения «МЕТА»
Альманах принимает статьи на философские, богословские и естественнонаучн