Содержание:
- Иеромонах Иоанн (Булыко). «Учение об обожении у русских богословов второй половины XX века»
- В. В. Василик. «Образ Восточной Римской империи в восточнохристианской гимнографии»
- Л. В. Михайлова. «Преображение Русского Севера как духовно-культурное освоение ландшафта»
- А. В. Посадский. «Русский вопрос: Россия как нация и цивилизация в условиях идеологических вызовов современности»
Авторы:
кандидат богословия
кандидат филологических наук,
кандидат богословия, диакон.
кандидат философских наук
Посадский Александр Владимирович
кандидат философских наук, член Экспертного центра Всемирного Русского народного Собора
Обзор материалов выпуска:
Иеромонах Иоанн (Булыко) в статье «Учение об обожении у русских богословов второй половины XX века» продолжает рассматривать тему обожения у четырех виднейших богословов русского зарубежья — архимандрита Софрония (Сахарова), архимандрита Киприана (Керна), протоиерея Иоанна Мейендорфа, Владимира Лосского. Следуя автору, именно эти богословы фундаментальным образом исследовали учение об обожении во всех аспектах, воссоздав целостную картину процесса христианского спасения. Ими было осуществлено фундаментальное богословское обоснование мистического опыта, выражающегося в единении человека с Богом. Основанием их богословия стало учение Григория Паламы, продолжившего и подробно раскрывшего святоотеческую традицию мистического единения Бога и человека в стройном и целостном учении о Нетварных Божественных Энергиях, о Нетварном Фаворском Свете, о Благодати. Это учение стало ядром представления об обожении у русских богословов, обусловив общность их тем. Согласно мысли автора, к этим темам необходимо отнести антропологическую тему человека как венца творения, тему грехопадения как болезни человеческой природы, требующей исцеления и преображения, а также темы христологии, пневматологии, синергии. При этом важной особенностью русских богословов XX века автор считает персонализм и экзистенциализм. Они склонны делать акцент на личной природе человека и Бога, а также отвечать на вопрос о смысле жизни человека и указывать этот смысл в Боге.
Статья «Образ Восточной Римской империи в восточнохристианской гимнографии» В. В. Василика посвящена раскрытию образа Восточной Римской империи в восточнохристианской гимнографии. Следуя мысли автора, анализирующего характерные для Восточной Римской империи представления, империя рассматривалась здесь прежде всего как оболочка для жизни нового Израиля — боголюбивого народа ромеев, главой которого являлся император как новый Моисей, предстающий вождем народа в Землю обетованную. Анализ восточнохристианской гимнографии автор начинает с традиции, связанной с Константином Великим, дополняя ее образом императора-мученика, отраженного в службе, посвященной Никифору Фоке, убитому своими приближенными. Автор подчеркивает, что образы императора-победителя и императора-страстотерпеца органично связаны друг с другом архетипом Креста, неразрывно соединенным с имперской темой. Завершает статью очерк о кондаке на обновление Святой Софии — имперского храма и одновременно — образа империи как тысячелетнего царства Христова.
Л. В. Михайлова в статье «Преображение Русского Севера как духовно-культурное освоение ландшафта» анализирует тему Преображения человека и мира в православной традиции на примере Русского Севера. Автор рассматривает идею Преображения в аспекте духовного перерождения человека, в аспекте монастырского строительства и в интегральном аспекте духовно-культурного освоения ландшафта. Следуя мысли автора, задача преображения человека заложена в основе русской православной культуры и составляет ее суть. В православной исихастской традиции человек реализует путь обожения через преображение своей природы Нетварной Благодатью, достигая состояния превосхождения своей природы, означающее всецелое соединение его тварных энергий с Божественными. При этом реализованный человеком новый образ бытия распространяется и на весь окружающий мир. Примером такого распространения и стал Русский Север, явивший сакральные пространства Валаамского, Соловецкого и других монастырей, наполненные духовной энергией живших здесь иноков, совершивших многочисленные духовные подвиги. В православной традиции Русский Север и по сей день предстает как развитое информационно-энергетическое пространство, открывающее возможности контакта с высшими уровнями бытия, встречи с Царством Небесным.
Работа А. В. Посадского «Русский вопрос: Россия как нация и цивилизация в условиях идеологических вызовов современности» посвящена анализу русского вопроса. Автор констатирует кризис идентичности русского народа, связывая преодоление этого кризиса с глубоким обращением к данному в истории духовному опыту, к самобытным культурным традициям. Следуя автору, к концу XX столетия Россия столкнулась с угрозами, исходящими от неолиберализма и постмодернизма. Общественно-государственное пространство нашей страны стало полигоном для испытания неолиберальных и постмодернистских идей. Вторжение в российские социокультурные ткани западных идеологических систем привело к тому, что вопрос о праве России на самобытную цивилизационную идентичность обернулся вопросом о праве на национальное и цивилизационное бытие как таковое.
По мысли автора, русский вопрос подразумевает глубокий анализ специфических идеологий, распространение которых в общественно-государственной жизни приводит к превращению национальной идентичности в объект фальсификаций и манипуляций. Неолиберальные и постмодернистские идеологические описания России не просто задают параметры многих общественно-политических дискуссий, но прежде всего претендуют на формирование доминирующего репертуара идеологий. Они выступают факторами, целенаправленно меняющими сознание людей и трансформирующими социальную реальность. Именно они могут быть соотнесены с проблемами в сфере межнациональных отношений как порождающая их и содействующая их консервации структура. Вне преодоления влияния на общественно-государственную жизнь неорганичных, заимствованных идеологических конструкций осуществление таких задач как сбережение народа, укоренение в ценностном мире собственных традиций, раскрытие духовного потенциала Российской цивилизации представляется труднодостижимым. Верная постановка русского вопроса невозможна без пристального критического анализа концептуального фактора, задающего конфликтные векторы развития страны. Поэтому значимым представляется вырабатывание по отношению к неолиберальным и постмодернистским идеологическим конструкциям целостного аппарата концептуальной критики.
Автор отмечает, что исторически русский народ и народы России осуществили выбор в пользу развития в возвышенном значении цивилизационной субъектности, что привело к формированию большого государства, великой цивилизационной системы, включающей многие народы Евразии. Речь идет об устойчивом цивилизационном пространстве, возведенном на фундаменте прочных социокультурных связей, где нашли свое раскрытие творческие силы народов, осуществилась их кооперация при сохранении самобытности. Речь идет о пространстве, на котором цивилизационная идея обрела зримое воплощение. Автор считает, что сегодня принципиально важно отстоять исторический выбор народов нашей Родины.