Альманах «Метапарадигма», № 9

Содержание:

Авторы:

1zagolovok

Дэвид Брэдшоу

Американский богослов, философ и патролог

htmlimage

Олег Петруня

Кандидат философских наук

DSCN2979

Александр Посадский

Кандидат философских наук

florovsky10

Георгий Флоровский

Протоиерей, богослов, философ и историк

 

zenko

Юрий Зенько

Православный психолог

Сергей Посадский

Кандидат философских наук

Обзор материалов выпуска:

Д. Брэдшоу в статье «Понятие божественных энергий» рассматривает ключевые отличия восточнохристианской (греческая патристика) и западнохристианской августиианско-томистской теологической традиции. Автор указывает, что греческое святоотеческое сущностно-энергийное понимание Бога имеет ряд преимуществ. Оно более успешно включает апофатический подход к Богу, поскольку божественная сущность в таком понимании известна только по деятельному разделению ее энергетического выражения. Оно более акцентирует человеческую активность в отношении к Богу, опираясь на синергийное видение цели человеческого существования как постоянно углубляющегося соучастия в божественных энергиях. Наконец, оно более полно обосновывает взаимодействие Бога и творения, ибо энергии предстают той сферой взаимодействия, в которой Бог разделяет себя с тварями и призывает их предаться ему.

Статья Ю. М. Зенько «Феномены схемы тела в психологии и религии: о «внутреннем делании» в христианстве» посвящена такому малоизученному феномену как «схема тела». В ней дается краткий исторический обзор появления и использования данного термина, рассматривается его разграничение с понятием «образ тела». Автор анализирует развитие схемы тела в онтогенезе, формирование границ схемы тела и феномен их подвижности (в обыденной и религиозной жизни), подробно разбирает роль схемы тела как связующего звена между психикой и телом, что методологически объясняет такие явления как фантом ампутированной конечности или стигматы (в католичестве), подчеркивает, что в филогенезе развитие схемы тела сыграло важную роль для формирования таких фундаментальных понятий нашей культуры, как «субъект» и «объект». В статье продолжена и обобщена работа по выделению индивидуальной структуры схемы тела в психологическом и культурологическом контексте. С психологической и психофизиологической точек зрения рассматриваются явления религиозной интро- и экстравертированности, особых состояний сознания, феномена двойника. При этом особое внимание автор уделяет христианскому учению о сердце, которое составляет важную часть христианской антропологии и аскетики.

О. Э. Петруня в статье «О субъективных и объективных причинах кризиса современной науки» рассматривает источник патологической болезни научной деятельности рубежа ХХ–ХХI вв., опираясь на предложенную Т. Куном парадигмальную методологию. Следуя автору, современный ученый, лишенный элементарной философской рефлексии, превращается в инфантильного решателя малозначительных узкоспециальных проблем-головоломок. В условиях кризиса парадигмы научное сообщество цепляется за надуманные количественные методики оценки результативности научного исследования. Основной тенденцией нашего времени является подмена познания конструированием, исследования созданием искусственных сущностей, постижения истины модификацией реальности под запросы глобального истеблишмента. Большинство болезней современной науки — ​западного происхождения, поэтому их преодоление видится как отказ от ошибочных философских оснований и обращение к христианской матрице понимания мира.

Вторая часть работы А. В. Посадского «Русский вопрос: Россия как нация и цивилизация в условиях идеологических вызовов современности» посвящена анализу русского вопроса. Следуя автору, к концу XX столетия Россия столкнулась с угрозами, исходящими от неолиберализма и постмодернизма. Вторжение в российские социокультурные ткани западных идеологических систем привело к тому, что вопрос о праве России на самобытную цивилизационную идентичность обернулся вопросом о праве на национальное и цивилизационное бытие как таковое. По мнению автора, русский вопрос подразумевает глубокий анализ специфических идеологий, распространение которых в общественно-государственной жизни приводит к превращению национальной идентичности в объект фальсификаций и манипуляций. Исторически русский народ и народы России осуществили выбор в пользу развития в возвышенном значении цивилизационной субъектности, что привело к формированию большого государства, великой цивилизационной системы, включающей многое народы Евразии. Речь идет об устойчивом цивилизационном пространстве, возведенном на фундаменте прочных социокультурных связей, где нашли свое раскрытие творческие силы народов, осуществилась их кооперация при сохранении самобытности. Речь идет о пространстве, на котором цивилизационная идея обрела зримое воплощение. Автор подчеркивает, что сегодня принципиально важно отстоять исторический выбор народов нашей Родины.

Статья С. В. Посадского «Сакраментальная традиция Православия как основание христианского единства в наследии Г. В. Флоровского» является своеобразным предисловием к изданию работ Г. В. Флоровского в номере альманаха. С. В. Посадский рассматривает Г. В. Флоровского как яркого выразителя богословия православного Предания — богослова-свидетеля сакраментальной традиции Православия, несущего христианскому миру весть об истине исторической полноты Церкви, желавшего сплочения и единения христианского мира именно на ее основании. С. В. Посадский особо подчеркивает, что в понимании Г. В. Флоровского церковное Предание есть подлинно живое, одухотворенное и универсальное Предание, которое должно быть воспринято как нормативное и регулирующее начало в диалоге различных направлений разделенного христианского мира, осознано как императив его единства.

В этом номере альманаха публикуются следующие работы Г. В. Флоровского, посвященные темам православной экклезиологии и христианского единства: «Православная Восточная Церковь» (1953), «Ибо вовек милость Его» (1956), «Русская Церковь» (1957), «Эллинизм: Эллинизация (Христианства)» (1960), «Предание» (1960), «Православное богословие» (1962), «Единство во Христе» (1963), «Первоначальное Предание и Предания» (1963), «Россия» (1963), «Несториане» (1965), «Библейский текст и рефлексия: Послание к Ефесянам святого Апостола Павла» (1966), «Истинная Церковь» (1989), «Поиск христианского единства и Православная Церковь» (1989), «Свидетельство Православной Церкви» (1989), «Апостольское Предание и экуменизм» (1989), «Открытая и совместная общинность» (1989), «Русское Православие в Северной Америке» (1989), «Церковь Южной Индии» (1989). Все указанные работы впервые переведены на русский язык