Экологические смыслы Санкт-Петербурга в развитии Российской цивилизации    

0

На три дня Петербург погрузился в атмосферу экологического праздника – в городе успешно завершились юбилейный ХХ международный форум «Экология большого города» и XXI международный экологический форум «День Балтийского моря». В этом году открытие форума «Экология большого города» приобрело особое значение – 23 марта, в день торжественного открытия, Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов объявил 2021 год Региональным годом экологии в Петербурге.
За три дня в мероприятиях форумов «Экология большого города» и «День Балтийского моря» приняли участие почти 6,5 тысяч человек. Это рекордное количество участников за все время проведения данных мероприятий. Очно мероприятия посетили почти 2000 человек (1580 человек на ЭБГ и 400 человек на ДБМ).  Трансляцию мероприятий в онлайн посмотрели 4 426 человек.
Широко были представлены регионы России (более сорока), форум привлек специалистов из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Республики Карелия, Псковской, Самарской, Тверской, Свердловской, Сахалинской, Челябинской, Томской областей, Ханты-Мансийского автономного округа и мн. других. Выставку посетили и в формате онлайн к деловой программе присоединились коллеги из Финляндии, Словакии, Франции, Южной Кореи, Японии.
Ключевая идея «Экологии большого города» – диалог государственных структур, бизнес-сообщества, населения и эко-активистов. Мероприятие значимо не только для Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но и для всей страны в целом.
Стратегически значимой дискуссионной площадкой  на Международном форуме «Экология большого города» стал круглый стол по теме: «Петербург: от столицы культурной — к столице экологической», организованный редакцией газеты «Общество и Экология». Партнером-организатором мероприятия стал Инновационный центр экологической модернизации и экспертизы.
Среди важнейших выступлений необходимо отметить доклады:
Сергея Лисовского, главного редактора газеты «Общество и Экология. Его презентация состояла из 22 слайдов по нескольким направлениям деятельности – экопросвещению и изданию экогазеты, учреждению Дня Невы, Экополиции, развитию канала «Говорит Эко-Русь», взаимодействию с Экологическим советом при Губернаторе Санкт-Петербурга и Экосоветом при Губернаторе Ленобласти, бизнес-структурами и общественностью. Главная тема – это необходимость усиления экологической политики в Петербурге и перехода от столицы культурной – к столице экологической.
Александра Посадского, директора Инновационного центра экологической модернизации и экспертизы, профессора Китайского Нефтяного университета (Пекин), рассказавшего о цивилизационных различиях Запада, Востока и России и показавшего путь развития Петербурга как экологической столицы.
Константина Грибача, члена Общественного экологического совета при Губернаторе Ленинградской области, рассказавшего о Дне детского экологического кино России, исполнительным директором которого он является и проводит его 8 лет.
Ильмиры Багаутдиновой,  заслуженной артистки республики Калмыкия, балерины Мариинского театра. Сотни тысяч людей посмотрели видеролик, на котором Ильмира в лютый мороз в лёгкой балетной экипировке исполнила фрагмент балета «Лебединое озера» на льду бухты. Именно это живописное место хотели отдать под проект строительства портового терминала. Ильмира рассказала, что протест людей был услышан и проект был отменён.
Анны Яковлевой, Вице-Президента РОО «Царскосельская женская ассамблея», члена Правления Санкт-Петербургского отделения «Федерация Женщин с университетским образованием», заместителя Председателя Санкт-Петербургского отделения ООГ «Союз женщин России», поведавшей о взаимосвязи традиционной культуры и экологии и внёсшей свои значимые предложения.
Германа Хильченко, руководителя проекта «Музей «PRO мусор» и генерального директора холдинга «Синергия +», продемонстрировавшего участникам круглого стола великолепную презентацию о новом проекте «Музей «PRO мусор» и его значении для экологического просвещения граждан нашего региона и всей России.
Юрия Шевчука, председателя Общественного экологического совета при Губернаторе Ленинградской области, руководителя Северо-Западной общественной экологической организации «Зелёный Крест», прочитавшего интереснейшую фактически научную лекцию об экологии планеты и новых угрозах для всего мира и Петербурга, в частности.
В современном глобализирующемся мире, в котором пытаются править транс-национальные корпорации, банкиры-ростовщики, интернет-гиганты, западные олигархи-русофобы и различные силы зла и расчеловечивания, очень важно собрать в единый фронт противодействия другие силы — силы добра и заявить свою созидательную повестку развития мира, объединяя экологию, патриотизм, духовность и традицию.  Именно такой справедливой борьбе был посвящён круглый стол на 20-м юбилейном Международном форуме «Экология большого города».
На сегодняшний день, подводя итоги 20-летней деятельности, можно сказать утвердительно — Экофорум в Петербурге зарекомендовал себя как качественная дискуссионная экологическая мировая площадка и стал мощной традицией Русской цивилизации, своеобразным русским зелёным Давосом.

Посадский А.В., директор Инновационного центра экологической модернизации и экспертизы
Экологические смыслы Санкт-Петербурга в развитии Российской цивилизации

Сегодня, в эпоху усиления универсализма цивилизационного развития особое значение приобретают национально-самобытные начала культурной жизни. Они определяют параметры социально-политического и социально-экономического пространства, становятся значимыми факторами формирования мира. Эти начала концентрируются на зримых территориях, воплощаются в городах, являющихся культурными центрами. Структуры современного мира во многом определяются соотношением городов, выступающих средоточиями социокультурной жизни человечества. Такие города создают поля притяжения, воплощающие ценности самобытных цивилизационных организмов, распространяют их влияние в глобальных масштабах.
Санкт-Петербург – город, принадлежащий всей России. Его уверенно можно назвать зеркалом российской цивилизационной модели.
В российской системе ценностей конкретно-индивидуальное и всечеловеческое связано неразрывно, то, что глубоко национально, видится как всечеловеческое. Будучи городом российским, Санкт-Петербург творился городом вселенским. Санкт-Петербург – всемирная проекция Российской цивилизации. Укоренённость Санкт-Петербурга в культурной истории России определяет его вселенский смысл.  Город на Неве со всем основанием может быть увиден пространством, где развёртываются универсальные духовные смыслы, излучаемые страной-цивилизацией Россией.
Специфика российского цивилизационного строительства находит свое выражение в понятии дома-семьи.
Исторически российские парадигмы жизнестроения строились на основании духовно насыщенных представлений о доме-семье. Домашняя цивилизация, которой является Россия, и есть цивилизация Экологическая (дом – греч. οἶκος). Это Дом, выстроенный на семейных началах. Он является миром культурных и природных богатств, бережно хранимых и творчески передаваемых от отцов к детям. В доме-семье человек ощущает себя ответственно сопричастным бытию других людей, родственность всему мирозданию и близость Творцу. Речь идет о целостном пути государственно-цивилизационного домостроения — домостроения экологического. Внести свою лепту в домостроение, быть патриотом Отечества означает участвовать в сохранении и приумножении родных великих исторических и природных богатств. Речь идет о высоком, ценностно насыщенном патриотизме  – любви к культурному и природному наследию Отечества, желании и умении передать его грядущим поколениям обогащенным, а не истощенным.
Экологические идеи и  ценности исторически свойственны народам нашего Отечества. Экогуманистические ценности – глубинные, сердцевинные ценности Российской цивилизации. В их контексте, достоинство, величие человека и народа определяется его ответственной заботой, служением культуре и природе, высокой  миссией творческого совладельца и транслятора наследия, осуществлением права на природное и культурное достояние – права его творчески продолжить и обогатить.
Россия — цивилизация, базирующаяся на экологических принципах мироосвоения, стратегиях сбережения культурных и природных форм мироздания. История страны — история сбережения народов, их природного и культурного наследия во всем многообразии ценностей и традиций. В середине прошлого века Россия сохранила Землю от разрушения, героически противостоя фашизму. Все прошлое столетие страна активно противодействовала колониализму на планете.
Россия – великая Экологическая держава, Экологическая страна-цивилизация. При этом величие страны определяется как ее грандиозными, уникальными природными ресурсами и культурой, стратегиями их сбережения, так и ее высоким экологическим самосознанием. Закономерно, что именно в России появилась современная экологическая философия — философия русского космизма.
Город на Неве выражает всю полноту представлений отечественной культуры о мироустройстве, воплощает в своем бытии российскую экологическую мироустроительную идею.
Петербургский ландшафт – уникальное пространство гармоничного сосуществования религий, сочетания культурных традиций, творческого межцивилизационного взаимодействия. Бытие города на Неве отражает ценностно ориентированную экологическую модель глобализации, подразумевающую сохранение культуры в многообразии её форм, глубинную солидарность культурных традиций как основу братского содружества народов, раскрывающую образ мира как единства в  многообразии при бережном сохранении и творческом преображении культурных и природных систем. В интегральных характеристиках города проявляется российская модель мировой ойкумены — образ бесконфликтного многополярного мира,  сотрудничества народов как обладающих естественными правами на культурное и природное наследие. Данная модель является основанием национальной стратегии многопланового участия в формировании современного мироустройства.
Закономерно, что именно великим петербуржцем Николаем Рерихом был создан документ («пакт Рериха»), ставший основой международного права в области охраны культурного наследия, имеющей целью обретение мира на планете через сбережение культуры. Закономерно, что именно великим петербуржцем академиком Д. С. Лихачевым было озвучено понимание экологии как сохранения единого наследия человечества — природного и культурного. Мыслитель видел в сохранении культурного и природного наследия смысл существования народов и государств, что отражено в  разработанной им «Декларации прав культуры». Закономерно, что именно великим петербуржцем Владимиром Вернадским отстаивалась идея ноосферы — гармоничного взаимодействия человечества, природы и Творца, являющаяся сущностной характеристикой российского цивилизационного сознания.
Город на Неве был задуман как стратегический центр российской модернизации. Посредством Санкт-Петербурга как общероссийского маяка модернизации страна осуществляла вхождение в мировое сообщество цивилизаций, подключаясь к нему не в качестве периферии, а предлагая этому сообществу определённую модель. Модернизация была неразрывно связана с реализацией всемирных духовных целей. Она предполагала движение в современность на основании всего многообразия культурных традиций России, вбирающей культурные миры Востока и Запада, Европы и Азии. Она предполагала движение в современность на основании творческого сбережения и возделывания всечеловеческих культурных почв, а не вопреки им. Она несла творческое сочетание динамичных начал светской культуры и глубокой духовности, имеющей истоком ценности традиционных конфессий, гармоничное соединение интеллектуальной динамики и традиционализма, ценностных вертикалей и цивилизационных горизонталей.
Героическое противостояние города фашизму во имя сохранения человеческого в человеке, во имя сбережения мирового культурного и природного наследия, самой жизни на Земле делает его символом Российской и Общепланетарной Экологической цивилизации.
Начало XX столетия – эра актуализации Волго-Балтийского (Балто-Волжского) торгового пути. При этом речь идет не просто о значимом экономическом коридоре, но и о ценностной супермагистрали, служащей  воссоединению Евразии как культурно-хозяйственного пространства. Именно благодаря стратегической геокультурной и геоэкономической роли Санкт-Петербурга и Ленинградской области Россия может осуществить высокую миссию модератора экологически ориентированного устойчивого развития Балто-Волжской ойкумены и, далее, всего евразийского пространства – развития, в центре которого находится культура, природа и человек.
В связи с распространением в мире таких дегуманизирующих, разрушающих человеческое достоинство идеологий как техницизм (низводит человека до придатка техносферы) и энвайронментализм (низводит человека до ущербного животного, должного уступить место дикой природе) крайне востребованным является символ подлинной Экологической цивилизации – цивилизации, гармонично сочетающей начала гуманизма и принципы научно-технического прогресса, верность традиционным общечеловеческим ценностям,  культурному классицизму и принципам современного развития, усматривающей в сохранении всего многообразия духовного опыта человечества и природы источник прорыва в будущее. Таким символом призван стать Санкт-Петербург.
Сегодня важно увидеть в культурном мире Санкт-Петербурга ресурс российского и общемирового развития, осмыслить городскую культуру как опыт российского жизнестроения, имеющий универсальное значение, актуализировать универсальные экологические смыслы города на Неве.