10 сентября 2021 накануне Дня города в Горно-Алтайске состоялось знаменательное событие: собрание общественности «Памяти Михаила Чевалкова» под председательством заведующего кафедрой истории и археологии ГАГУ Александра Эбеля. На собрании присутствовали секретарь Горноалтайской епархии иерей Владислав Поклонов, народный писатель Алтая Бронтой Бедюров, генеральный директор Центра Социально-консервативной политики (ЦСКП) Людмила Шувалова, председатель общественной организации «Надежда» Надежда Кукасова, литературоведы, журналисты, ученые, эксперты, общественные деятели. Инновационный центр экологической модернизации и экспертизы стал одним из соорганизаторов мероприятия.
Михаил Чевалков (1817 —1901) – просветитель, переводчик, основоположник письменной алтайской литературы, дипломат, изобретатель, строитель (создатель особого горного плуга, строитель водяной мельницы и др.), выдающийся деятель Алтайской духовной миссии.
Собравшиеся отметили, что Михаил Чевалков является выдающимся деятелем духовной культуры Алтая, и высказали пожелание актуализировать его работы на алтайском и русском языках, чтобы юноши и девушки смогли в полной мере приобщиться к ценностям, которые он проповедовал.
«Участники нашего собрания обратились с просьбой к властям Республики Алтай с просьбой увековечить имя Михаила Чевалкова в названии одной из улиц Горно-Алтайска. Думаю, что будет справедливым, если наряду с улицей имени выдающегося алтайского художника Григория Чорос-Гуркина появится проспект великого алтайца Михаила Чевалкова», — подчеркнула Людмила Шувалова.
В своем выступлении А.В.Посадский подчеркнул, что образ Михаила Чевалкова является символом свойственной российской цивилизационной общности славяно-тюркской культурной синергии, а также символом развития России как умной экологической цивилизации.
Тезисы доклада А.В.Посадского
Посадский А.В.
Цивилизационно-экологические смыслы славяно-тюркской синергии.
Для славянских и тюркских народов характерна естественность взаимоприятия, обусловленная родственностью ценностных систем.
Славянские и тюркские духовно-исторические традиции обладают глубокими экологическими смыслами. Славяно-тюркское цивилизационное мировоззрение содержит парадигму экологического миросозерцания(1).
Славяно-тюркскому мировоззрению свойствен космизм. Его характеризует восприятие жизни как космически значимой, представление о раскрытии мировой гармонии как великом предназначении человека.
Славяно-тюркское мировоззрение пронизано любовью к космосу, жаждой созерцания космической гармонии, экзистенциальным переживанием космической эстетики, красоты и единства мироздания. Оно со всем основанием может быть названо философией антропокосмических связей и единения, а также философией экологического экзистенциализма.
Речь идет о традициях космически дружественных, направленных на творческое единение человека и природного мира, воплощающих образ человека как творческого хранителя природных и культурных богатств, несущих образы гармонии мира, человека и Творца.
В славяно-тюркском мировоззрении заложено восприятие истории мира как мегаистории – универсальной истории космоса и человека, в ходе которой человек содействует расцвету сложности всех форм мироздания, своим творческим потенциалом способствует возрастанию всех форм биологических и культурных сложностей, совершенствует мир как сложность многообразия.
Славяно-тюркскому мировоззрению присуще органическое сочетание экологических доминант преображения и сбережения. Это значит, что речь идет не о пассивной встроенности в космические уклады, а о творческом отношении к ним — отношении в духовной свободе. Это означает видение очеловеченного и обжитого космоса как подлинного состояния мироздания. Это значит, что при всем развитии творчески-преобразующей деятельности человека, должны быть сохранены невозделанные космические просторы.
Императив преображения в славяно-тюркском мировоззрении раскрывается как творение красоты космической гармонии, торжество антиэнтропийных творческих сил во вселенной, торжество творческого обновления и усложнения мироздания.
Важно отметить, что природная среда воспринимается в славяно-тюркском мировоззрении как неотделимая от культурной среды, традиций культуры. Она видится символом народной общности. Поэтому задача сбережения природы воспринимается в органической взаимосвязи со сбережением культуры, сохранением уникальной народной общности как таковой.
Универсализм является яркой чертой славянского и тюркского мировоззрения. Обеим общностям народов присуще видение своей миссии в служении делу братского всечеловеческого единения. Они склонны усматривать в устойчивости культурной слагающей общественной жизни основание органичности цивилизационных процессов и отношений.
Славяно-тюркское мировоззрение несет соборные начала общественного устроения, (гуманный, мягкий коллективизм), стремление к созиданию коммюнотарной цивилизации, цивилизации универсального коммуникативного кода.
Славянские и тюркские традиции роднит ощущение целостности мира и человека, тяготение к созиданию целостной солидарной цивилизации – единого универсума, где все составляющие взаимосвязаны и при этом являются сохраняющими свою самобытность сложными саморазвивающимися системами.
Славяне и тюрки оказались особо восприимчивы к ценностям солидарности и справедливости. Им свойственно стремление к формированию больших сообществ, масштабных культурных государств, глобальных миростроительных цивилизационных организмов, основанных на началах солидарного единства как единства в многообразии, умном видении обогащающей плодотворности различий.
Славянам и тюркам удалось выработать этические основания межкультурного взаимодействия. Речь идет об этике кооперации и солидарности, ставшей российской цивилизационной этикой, а также представляющей собой глобальную этику, способную гарантировать безопасное будущее человечества, стать опорой развития нынешним и грядущим поколениям.
Исторически тюрки и славяне старались сформировать коммуникативное творческое ядро Евразийского мира. Речь идет о творчески открытой зоне коммуникации, вовлекающей страны и народы в процесс солидарного развития, в процесс, способствующий их взаимному обогащению и расцвету. Имеется ввиду создание евразийского цивилизационного узла, связующего культуры и традиции.
Общеизвестно, Россия как самобытная евразийская цивилизация исторически оформилась через скрепляющий акт свободного единения славянских и тюркских народов.
Славяно-тюркская синергия подарила миру космистскую цивилизацию североевразийского простирания с общими небесами, общими ценностными пирамидами и землей. Речь идет о глубокой интеграционной модели редко встречающейся в истории.
Такое государство-цивилизация само по себе есть раскрытие сложного антропокосмического единства – целостного единства многообразных духовно-творческих нитей между людьми и мирозданием. В нем раскрывается творческое переплетение двух космосов –. человеческого и природного. Подвижное, динамическое творческое переплетение цивилизационного лада и космической гармонии.
Такое государство зиждется на претворении в жизнь ценностных комплексов, содействующих сложению солидарных, миростроительных
цивилизационных форм.
Культурное соработничество славян и тюрков – славяно-тюркская синергия – является коренным явлением российского цивилизационного процесса.
Укрепление внутрицивилизационных связей России исторически приобретало естественный характер упрочения славяно-тюркской солидарности в границах единой цивилизационной общности.
Сопряжение славянского и тюркского миров в цивилизационную целостность привело к сложению России как уникальной цивилизационной общности, к образованию Российской евразийской цивилизации – неповторимого евразийского Дома народов, построенного на началах солидарного единства и сберегающегося разнообразия, открытости и взаимного уважения. Развитие, осуществляемое в путях общего исторического опыта славянских и тюркских народов, в путях славяно-тюркской синергии повлекло формирование России как большого государственно-цивилизационного пространства, открытого и целостного, утверждающего человеческое достоинство в независимости от национальной принадлежности, что способствовало максимальному высвобождению творческих энергий в евразийских мирах. Это пространство не стало гегемонистским и унифицирующим, представляя собой систему социокультурного многообразия тождественную цивилизационной идее как таковой. Оно, несомненно, являлось и является пространством прогрессивным, так как служило и служит кооперации народов и стран, выражает общечеловеческий прогресс, заключающийся в возрастании общечеловеческого солидарного единства.
Во многом именно благодаря славяно-тюркскому культурному синтезу Россия сформировалась как великая Экологическая держава, Экологическая страна-цивилизация, базирующаяся на экологических принципах мироосвоения, стратегиях сбережения культурных и природных форм мироздания. В славяно-тюркском культурном синтезе цивилизационный код России раскрывается как экологический.
Идея славяно-тюркской синергии является устремленным в будущее проектом формирования экологического самосознания, единого культуросберегающего и природосберегающего развития. Сегодня, когда во всем мире возрастают экологические вызовы и угрозы, когда человек все более представляет опасность для природы и самого себя, когда крайне необходима целостная стратегия спасения природы и человека на весь XXI век, страны и народы Планеты нуждаются в экологической идее из России, являющейся российским цивилизационным посланием миру, славяно-тюркской идеей единения людей во имя духовно-нравственного преображения вселенной, ради обретения гармонии мироздания.
Славяно-тюркский синтез, образующий становой хребет российской государственности и лежащую в ее основе цивилизационную ось, дал миру большое свободное цивилизационное пространство, где воплотилась солидарность людей различной этнической и конфессиональной принадлежности, сообща строящих великое евразийское Отечество. Он дал миру высокую цивилизационную идею, образ единой евразийской Родины и видение единой евразийской судьбы. В XX веке славяно-тюркский синтез дал человечеству идею социальной справедливости, сплотив народы Евразии на основе созидания великого социального государства. Что ожидать от славяно-тюркского единения в XXI веке? С позиции великого отечественного мыслителя А. С. Панарина, это единение основано на экологических ценностях, оно пронизано экологическими энергиями, есть синтез экологических ценностей и цивилизационной идеи, цивилизационно-экологический синтез, путь творения умной экологической цивилизации. В славяно-тюркском мировоззрении заложено оппонирование дегуманизирующим процессам технизации духа и разума. В настоящее время славяно-тюркское единение способно стать источником экологической глобализации — мирной всечеловеческой кооперации при сохранении духовного и природного многообразия Земли, кооперации самобытных стран, народов и цивилизаций, кооперации космически и культурно укорененных Отечеств.
Примечания
- Когда мы говорим о славяно-тюркском цивилизационном мировоззрении, то имеем в виду, прежде всего, российскую цивилизационную общность