Религиозно-общественный идеал западного христианства в V-м веке. Ч. 1

0

1Автор: Трубецкой Е.Н.

Название: Религиозно-общественный идеал западного христианства в V-м веке. Ч. 1

Год: 1892
Издательство: Москва, тип. Э.Лисснера и Ю.Романа.

Трубецкой Е.Н. — Религиозно-общественный идеал западного христианства в V-м веке. Ч. 1 — 1892

 Евгений Николаевич Трубецкой (1863—1920) родился в Москве в дворянской семье. По окончании гимназии поступил в Московский университет на юридический факультет. Получил степень магистра (1892) и доктора (1897) философии. Обе его диссертации были посвящены изучению западной религиозной мысли. Но главные его интересы лежали в сфере философии. В 1897 г. кн. Евгений Трубецкой получил место профессора в Киевском университете Св. Владимира. В 1905 г. перешел в Московский университет. Член Государственного совета (1907—1908). Е.Трубецкой участвовал в организации и деятельности ряда научных обществ: Психологического при Московском университете, Религиозно-философского общества им. Вл. Соловьева и др.; инициатор и участник книгоиздательства «Путь» (1910—1917). В 1917—1918 годах Е.Н.Трубецкой принимал участие в работе Всероссийского Поместного Собора в качестве Товарища Председателя. В 1918 г. Е.Трубецкой покинул Москву. Находился в рядах Добровольческой армии; скончался в Новороссийске 23 января 1920 г.
Представленная ранняя работа Кн. Е. Трубецкого «Религиозно-общественный идеал западного христианства в V-м веке. Миросозерцание блаженного Августина» была написана как первая часть задуманного, но не реализованного труда, посвященного главным представителям религиозно-общественного идеала христианского запада в V в. — Павелу Орозию, Сальвиану, полупелагианам, папе Льву Великому. Как пишет автор, «в задачу предпринятого мною исторического труда не входит ни изобличение, ни защита теократического миросозерцания латинского Запада. Латинская идея в христианстве с самого начала не была для меня ни абсолютной ложью, ни абсолютной истиной. Я не исходил из какого-либо заранее и раз навсегда определенного к ней отношения, так как такой заранее установленной оценкой устранялась бы надобность в каком бы то ни было исследовании. Цель беспристрастного исторического исследования именно в том и заключается, чтобы, вникнув в сущность каждого частного явления, понять его в его отношении ко всемирно-историческому целому и лишь постольку дать ему ту или другую оценку; последняя, таким образом, является концом и результатом, а отнюдь не предположением и исходной точкой исторического изучения…. В частности, моя задача заключалась в том, чтобы понять миросозерцание Августина и других латинских учителей V века [в его отношении] к христианству как целому — т.е. к универсально-христианской идее. Я старался уяснить себе и выделить в этом миросозерцании его положительные, общехристианские стороны, не скрывая, однако, его языческих элементов и его многочисленных противоречий. В истории западного христианства V век представляет особый, центральный интерес, потому что в эту эпоху крушения Западной Римской империи впервые ясно обрисовывается облик средневековой латинской теократии и формулируются те основные принципы, коими определяется ее отличие от христианства восточного. Изучение творений латинских учителей занимающей нас эпохи знакомит нас с идеальной основой этой теократии и дает нам ключ к пониманию всего последующего ее развития. «.