Киреевский И.В. Полное собрание сочинений в двух томах

0

kir

 

Автор: Киреевский И.В.

Название: Полное собрание сочинений в двух томах под редакцией М. Гершензона

 

Издательство: Типография Императорского Московского Университета

 

Год: 1911

 

kireevsky_pss_tom1_1911

kireevsky_pss_tom2_1911

Полное собрание сочинений выдающегося русского философа XIX века, который принадлежал, к так называемым «старшим славянофилам».

1

КИРЕЕВСКИЙИван Васильевич Киреевский (22 марта [3 апреля] 1806, Москва — 11 [23] июня 1856, Санкт-Петербург) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из главных теоретиков славянофильства.

Иван Васильевич Киреевский родился в Москве в семье Василия Ивановича Киреевского и Авдотьи Петровны, которая после смерти мужа в 1817 году вышла повторно замуж за А. А. Елагина.

В 1823 г. Киреевский поступил на службу в Архив иностранной коллегии и становится одним из «архивных юношей», организовавших Общество любомудрия, которое самораспустилось в 1825 году после восстания декабристов.

В 1830 году Киреевский вместе с братом Петром едет в Германию. В Берлине он слушает лекции Гегеля, в Мюнхене — Шеллинга; рассматривал Гегеля как рационалиста и последователя Аристотеля, как последнюю и высочайшую из возможных вершин западной мысли, которой должно быть противопоставлено русское мировоззрение, построенное на чувстве и чистой православной вере.

Вернувшись в Россию, Иван Васильевич в 1832 году начинает издание журнала «Европеец», который был запрещен Николаем I за статью Киреевского «Девятнадцатый век», где усматривались требования конституции для России.

В 1834 году Киреевский женился на Наталии Петровне Арбеневой.

После многолетнего молчания в 1840-х гг. Киреевский попытался получить философскую кафедру в Московском университете, но его все ещё считали неблагонадежным.

Вместе со старцами Оптиной пустыни он работает над изданием сочинений Отцов Церкви.

В 1852 году славянофилы начинают издание «Московского сборника». Киреевский опубликовал в нём свою статью «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России», которая не понравилась властям и выпуск журнала были прекращен.

В последние годы жизни Киреевский работает над курсом философии.

В 1856 году Киреевский умер от холеры. Был похоронен в Оптиной пустыни. В этом же году посмертно была опубликована его статья «О возможности и необходимости новых начал для философии» в журнале «Русская беседа».

В 1856 году были изданы труды Киреевского в 2 томах.

В начале творчества Киреевского заметны «западнические» симпатии, вскоре сменившиеся славянофильством.

Главенствующее место у Киреевского занимает идея цельности духовной жизни. Именно «цельное мышление» позволяет личности и обществу избежать ложного выбора между невежеством, которое ведет к «уклонению разума и сердца от истинных убеждений», и логическим мышлением, способным отвлечь человека от всего важного в мире. Вторая опасность для современного человека, если он не достигнет цельности сознания, особенно актуальна, полагал Киреевский, ибо культ телесности и культ материального производства, получая оправдание в рационалистической философии, ведет к духовному порабощению человека. Принципиально изменить ситуацию может только перемена «основных убеждений», «изменение духа и направления философии».

Как и Хомяков в учении о соборности, Киреевский связывал рождение нового мышления не с построением систем, а с общим поворотом в общественном сознании, «воспитанием общества». Как часть этого процесса общими («соборными»), а не индивидуальными интеллектуальными усилиями и должна была войти в общественную жизнь новая, преодолевающая рационализм, философия. Суть этого пути — стремление к сосредоточенной цельности духа, которая дается только верой: «осознанием об отношении человеческой личности к личности Божества». Этому должна помочь также и аскеза — необходимый элемент не только жизни, но и философии. В то же время Киреевский отнюдь не считал бессмысленным опыт европейского философского рационализма: «Все ложные выводы рационального мышления зависят только от его притязания на высшее и полное познание истины».

Переиздания работ:

  •  Киреевский И. В. Критика и эстетика. — М.: Искусство, 1979. — 440 с. — (История эстетики в памятниках и документах). — 20 000 экз. (в пер.)
  • Киреевский И. В. Критика и эстетика / Сост., авт. вст. ст., авт. прим. Ю. В. Манн. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Искусство, 1998. — 464 с. — (История эстетики в памятниках и документах). — ISBN 5-210-00917-3. (в пер.)
  • ​ Киреевский И. В. Избранные статьи. — М.: Современник, 1984. — 384 с. — (Библиотека «Любителям российской словесности»). — 20 000 экз. (в пер.)
  • ​ Киреевский И. В. Разум на пути к истине: Философские статьи, письма, дневник. — М.: Правило веры, 2002. — 662 с. — 4000 экз. — ISBN 5-7533-0119-3. (в пер.)
  •  Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России. — СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2006. — 112 с. — 800 экз. (обл.)
  • Киреевский И. В., Киреевский П. В. Полное собрание сочинений: В четырех томах / Сост. А. Ф. Малышевский. — М.: Гриф, 2006. — ISBN 5-89668-104-6. (в пер.)