Бронзов А.А. Нравственное богословие в России в течение XIX столетия.

0

Автор: Бронзов А.А.
Название. Нравственное богословие в России в течение XIX столетия.

Издательство: С.-Петербург, Типография А.П.Лопухина
Год: 1901

Бронзов А.А. — Нравственное богословие в России в течение XIX столетия — 1901

 

123

BR_29

А. Бронзов

Александр Александрович Бронзов (1858-1936/37) родился в селе В. Чужбой Белозерского уезда Новгородской губернии.

Окончил Белозерское Духовное училище (1873), Новгородскую Духовную семинарию (1879) и С.-Петербургскую Духовную академию (1883). С 1883 г. преподавал Свящ. Писание, немецкий и древнееврейский языки, библейскую историю в Курской Духовной семинарии.

В 1885 г. защитил магистерскую диссертацию «Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учениям о нравственности пред лицом Евангелия», в которой показал генетическую связь системы Фомы Аквинского с учением Аристотеля и их принципиальное различие, поскольку этика Аристотеля противоречит нравственным принципам Евангелия.

С 1886 г. Бронзов преподавал греч. язык (в некоторые периоды Свящ. Писание и латинский язык) в С.-Петербургской Духовной семинарии, выполнил ряд переводов с греческого языка. С 1894 г. доцент на кафедре нравственного богословия СПбДА, с 1897 г. экстраординарный профессор, с 1902 г. ординарный профессор, в окт. 1903 — июне 1906 г. член правления СПбДА. Предположительно скончался в Ленинграде в 1936 или 1937 году.

Нравственное богословие — учение Церкви о сознании и поведении человека, стремящегося жить по христианским заповедям, — сравнительно молодое направление богословия, которое возникло в России в конце XVIII и развивалось в течение XIX века, во многом ориентируясь на протестантские и католические образцы.

В своих печатных трудах и лекциях Бронзов отказался от схоластического подхода к проблемам нравственного богословия, ранее распространенного в русской богословской науке, и опирался на систему своего учителя протопр. Иоанна Янышева. В работе «Нравственное богословие в России в течение XIX столетия» рассматривается история и особенности развития данной богословской дисциплины в XIX веке в России. А.А.Бронзов выделил 2 основных направления в этом разделе русской богословской науки: во-первых, учебные курсы, составленные по западным образцам и ориентированные преимущественно на нравственную философию И. Канта с его учением об автономной морали, и, во-вторых, работы, опирающиеся на живой аскетический опыт, в первую очередь на труды свт. Феофана (Говорова), который активно привлекал святоотеческое наследие для понимания христианской нравственности. Труд профессора Бронзова, являющийся одним из основных источников исследований данного вопроса, особенно актуален в наши дни в связи с активным возрождением и развитием нравственного богословия и будет интересен преподавателям и учащимся духовных учебных заведений и всем тем, кто интересуется историей богословия и нравственными проблемами прошлого и современности.