Значение Креста в деле Христовом

0

12Автор: Светлов П.Я., свящ.

Название: Значение Креста в деле Христовом.

Год: 1893

Светлов П. — Значение Креста в деле Христовом — 1893

SV Павел Яковлевич Светлов (1861—1945) родился в семье священника. Выпускник Рязанской семинарии. В 1886 г. окончил Московскую Духовную академию. Преподавал богословские науки в Тифлисской духовной семинарии (1887). С 1889 г. — законоучитель в Нежинском историко-филологическом институте. Священник при церкви Нежинского историко-филологического института (1889). В 1896 г. удостоен звания магистр богословия за работу «Значение Креста в деле Христовом». С 1897 г. — профессор богословия Киевского университета. С 1902 г. – доктор богословия. Руководитель религиозно-философского кружка в Киеве.
После Октябрьского переворота лишился кафедры, проживал в Киеве. Член Ученого комитета при министерстве исповеданий при гетмане Скоропадском.
Свою магистерскую диссертацию «Значение креста в деле Христовом» (1892) Светлов начинает анализом святоотеческих текстов и свидетельств. Западной «юридической» теории он хочет противопоставить именно учение отцов. Однако Светлова всего больше чувствуется психологическое влияние протестантизма и уход от патристики. Светлов все время занят психологическим анализом. До Христа человек не мог поверить в добро, в любовь и прощение и не было у него доверия к самому себе. И вот во Христе открылось, что человек лучше, чем можно было думать до того, — «чрез Него мы полюбили человека, поверили в него, нашли смысл жизни». Христос показует в себе истину человека. «Евангелие спасло наше уважение к человеку, веру в его способность к добру». Христос своим учением возбуждает в людях любовь к Себе, и эта любовь ведет к «симпатическому подражанию». Но Христос не только учитель истины. Он еще и «Страдалец за истину и добро»; и ведь в этом мире само добро есть страдание, «добро есть крест». До Христа страдание пугало человека, как наказание и знак гнева, но чрез Христа оно становится радостным, как жертва. «Христианская религия есть религия Креста, т. е. страдания добра для победы над злом». И Крест нельзя понять вне идеи жертвы. Для Светлова именно понятие жертвы есть ключ к догмату Искупления. Высшая жертва есть любовь, и в этой любви — сила жертвы Христовой. «Удовлетворение» приносится Богу Любви, и приносимое есть сама любовь. «Христос в Своем святом сострадании к человечеству переживает на Самом Себе суд над человеком, всю судьбу, определенную грехом, и в этом сострадании к человечеству, сливая Себя с ним, выражает со всей полнотой и любовь к человечеству, и любовь к Богу Отцу. Христос страдает за людей, но не отдельно от людей, а вместе с ними. Его страдание было со-страданием, и Сам Он не только Страдалец но и Со-страдалец». Это соучастие в жертве Христовой дается нам в Святейшей Евхаристии, как жертве и таинстве, «без которого крестное жертвоприношение не было бы закончено». Светлов подчеркивает искупительное значение сошествия в ад, воскресения и вознесения. И завершается наше спасение в основании Церкви.