Завитневич В.З. Алексей Степанович Хомяков

0

Автор: Завитневич В.З.
Название: Алексей Степанович Хомяков.

Издательство: Киев, Тип. И.И. Горбунова; Тип. Акц. О-ва «Петр Барский в Киеве»

Год: 1902-1913

Завитневич В.З. — Алексей Степанович Хомяков. Т.1. Кн.1. — 1902

Завитневич В.З. — Алексей Степанович Хомяков. Т.1. Кн.2. — 1902

Завитневич В.З. — Алексей Степанович Хомяков. Т.2. — 1913

ZavitnewichВладимир Зенонович Завитневич (1853 — 1927) родился в семье протоиерея Рождество-Богородичной церкви церкви села Литвяны Минской губернии. Учился в Минском духовном училище и Минской духовной семинарии. По окончании в 1879 году Санкт-Петербургской духовной академии по церковно-историческому отделению был утвержден в степени кандидата богословия.
Преподавал в Варшавском духовном училище. В 1883 году получил степень магистра богословия за исследование «Палинодия Захарии Копыстенского и ее место в истории западнорусской полемики XVI-XVII веков».
С 1885 по 1911 год преподавал русскую гражданскую историю в Киевской духовной академии. В 1912 году утвержден почетным членом академии.
В 1917 — 1918 годах участвовал в качестве делегата во Всероссийском Церковном Соборе. С 1917 по 1927 годы работал во Всеукраинской Академии наук.
Скончался в 1927 году в Киеве. Похоронен на Киево-Щековицком кладбище (захоронение утрачено).

Владимиром Завитневичом было написано много трудов, посвящённых православной духовности, эти труды остаются востребованными и в настоящее время. Они используются при изучении истории православной церкви и проведении современных исследований. Одним из таких трудов является «Записка Завитневича», которая наиболее известна.

В этой записке был просуммирован опыт жизни всей православной церкви, мнение Завитневича разделяли ещё 32 священника, которые подготовили послание. Суть «Записки Завитневича» — проблемы свободы и соборности. Завитневич считал, что «основной стихией церковной жизни является свобода», соответственно восстановление соборности не может быть осуществлено без обретения ещё одного важного основания церковной жизни — личностности. Личность должна быть признана церковью «без её относительного достоинства».

В.З. Завитневич активно занимался археологическими исследованиями. Им проведены раскопки славянских памятников в бассейнах рек Припять, Днепр, Неман, Сула, Березина. В Минской губернии им обследовано в общей сложности около 700 курганов, 82 могильника и городище дреговичей. Принимал активное участие в деятельности общественных исторических и археологических организаций. Вскоре после прихода в штат Киевской Духовной академии он был избран помощником секретаря Церковно-археологического общества при академии (пробыл в этой должности до 1908 г.). В 1890 г. он был зачислен действительным членом Императорского Московского археологического общества, а также Общества истории и древностей при Московском университете. Все археологические находки В.З. Завитневич жертвовал музеям, в первую очередь, Церковно-историческому и археологическому музею при Киевской Духовной академии.

В книге представлено главное дело жизни В.З.Завитневича — исследование истории и определение смысла славянофильства на примере жизни и творчества его основателя А.С. Хомякова. К работе над этой темой автор приступил в 1890-е годы. В 1902 году был издан 1500-страничный том «Алексей Степанович Хомяков» из двух книг: «Молодые годы, общественно-исследовательская деятельность Хомякова» и «Труды Хомякова в области богословия». В 1913 году выходит второй том с подзаголовком «Система философско-богословского мировоззрения Хомякова». За это сочинение автор получил премию митрополита Московского Макария, степень доктора церковной истории, почетный отзыв Санкт-Петербургской Академии наук.

Главные труды Завитневича

«Палинодия Захарии Копыстенского и её место в истории западно-русской полемики XVI и XVII веков» (Варшава, 1883, магистерская диссертация);

«Алексей Степанович Хомяков» (т. I, Киев, 1902, докторская диссертация);

«Владимир святой, как политический деятель» (ib., 1888);

«Великий князь киевский Святослав Игоревич и историческое значение его богатырских подвигов» («Труды Киевской Духовной Академии», 1888, кн. 3);

«Значение первых славянофилов в деле уяснения идей народности и самобытности» (Киев, 1891);

«К вопросу об историческом призвании русского народа» (ib., 1893);

«Рационализм, как источник неверия и сектантства» (ib., 1900);

«Памяти А. С. Пушкина. О значении личности в истории» («Труды Киевской Дух. Академии», 1899, книга 6);

«О высшем начале общественной нравственности» («Странник». 1900, кн. 8 и 9);

«Религиозное состояние Н. В. Гоголя в последние годы его жизни» («Чтения в ист. общ. Нестора-Летописца», 1902);

«Место А. С. Хомякова в истории русского народного самосознания» («Мирный Труд», 1904, кн. 4).