Христианская апологетика. Курс основного богословия.

0

Рождественский Н.П.
Христианская апологетика. Курс основного богословия. Часть 2.

Год: 1884

Издательство: С.Петербург, Типография дома призрения малолетних бедных.

Рождественский Н.П. — Христианская апологетика. Курс основного богословия. Ч.2. — 1884

Николай Павлович Рождественский (1840-1882) родился 13 марта 1840 г. в Курске в семье священника.

Образование получил в Курской Духовной Семинарии, а потом в С.-Петербургской Духовной Академии и, по окончании здесь курса в 1865 г., назначен был бакалавром в Казанскую Духовную Академию на кафедру основного богословия.

В 1867 г. удостоенный степени магистра за диссертацию «О древности человеческого рода», он в 1869 году, по приглашению С.-Петербургской Академии, перешел из Казани в Петербург и занял должность доцента по кафедре Основного же Богословия и в 1877 г. назначен экстраординарным профессором Академии.

Автор многочисленных публикаций по вопросам богословия, сектоведения, актуальным темам своего времени.

Скоропостижно скончался 26 ноября 1882 г. и погребен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры.
Его труд «Христианская апологетика. Курс основного богословия», изданный посмертно и отредактированный проф. А.Предтеченским, стал образцовым для русской апологетики 19-20 вв.


Рождественский, Николай Павлович — экстраординарный профессор С.-Петербургской Духовной Академии, писатель; родился 13 марта 1840 г. в Курске и был сыном протоиерея; образование получил в Курской Духовной Семинарии, а потом в С.-Петербургской Духовной Академии и, по окончании здесь курса в 1865 г., назначен был бакалавром в Казанскую же Духовную Академию на вакантную кафедру основного богословия.

В 1867 г. удостоенный степени магистра за диссертацию «О древности человеческого рода» (напечатана в «Христианском Чтении» 1866 г., II, 134—466, 802), он в 1869 году, по приглашению С.-Петербургской Академии, перешел из Казани в Петербург и занял должность доцента по кафедре Основного же Богословия и в 1877 г. назначен экстраординарным профессором Академии.

Умер 26 ноября 1882 г. и погребен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры. Начало профессорской деятельности Рождественского относится ко времени, когда в обществе, в начале 1860-х годов, пробудился особый интерес к наукам философским и богословским в их взаимоотношении. Сильные умственные и литературные движения Петербурга увлекли и Рождественского, и он с любовью отдался своему предмету; его лекции и статьи слушались и читались с живейшим интересом и вызывали одушевленные рассуждения. — Перу P. принадлежат следующие работы: «О древности человеческого рода» (см. выше), «Очерк истории апологетики и современно-научной постановки ее в западной богословской литературе» («Христианское Чтение» 1873 г., III, 89 и 201); «Современное неверие на западе Европы и общий характер западной апологетики христианства» (там же 1872 г., I, 33); «Неверие и социализм» (там же 1875 г., II, 136); «Современное масонство и его отношение к христианству» (там же 1877 г., II, 238); «По поводу издания богословских лекций покойного преосвященного Иоанна Смоленского» (там же 1876 г., I, 541); «По поводу издания богословских лекций о. Сидонского» (там же 1876 г., II, 290); «По поводу «Символики греческой церкви», сочин. д-ра Гасса» (там же 1874, II, 165); «Обзор западной апологетической литературы за 1874 год» (там же 1875 г., І, 97—134); «По поводу выхода в свет сочинения Штрауса: «Старая и новая вера» (там же 1873 г., I, 401); «Давид Штраус и его значение» (некролог), там же 1874 г., І, 318; «По поводу сочинения Ренана «Антихрист» (там же 1874 г., І, 72); «История отношений между богословием и естествознанием» (библиографический очерк сочинения Цеклера) — там же, 1880, II, 219. Далее в «Церковном Вестнике», где Рождественский был сотрудником и помощником редактора с 1875 по 1881 г., помещены: «Магометанский коран и турецкая конституция» (1877 г., № 31); «Ислам и позитивисты» (1877 г., № 37); «Затруднения римской курии» (1877 г., №. 32); «Славянство и католичество» (1877 г., № 33); «Современные типы французского духовенства»· (1877 г., № 38); «Секты в англиканской церкви» (1877 г., № 39); «Русское сочинение по апологетике христианства» (1877 г., № 43); «Папа Пий IX» (некролог), 1878 г.,№ 5; «Папа Лев XIII» (1878 г., № 7); «Христианско-социалистическая и социально-демократическая партия в Германии» (1878 г., № 12); «Западный социализм и коммунизм» (1878 г., № 18); «Еще о социализме и его современном значении» (1878 г., № 20); «Социалистическое движение на западе» (1879 г., № 41); «Вольтер и вольтерьянство в России» (1878 г., № 21); «Иностранная печать о современном развитии неверия в России» (1879 г., № 5); «Языческий восток» (1878 г., № 25); «Отношение к церкви главных политических партий в Германии» (1879 г. № 43); «Религиозные секты в Америке» (1879 г., №№ 51—52) — и другие статьи апологетического, общественного и литературно-критического характера. Отдельно изданы: «Чтение о мусульманстве и христианстве», СПб. 1877 г. (оттиск из «Протоколов СПб. Отделения Общества Любителей Духовного Просвещения» за 1877 г.) и замечательное сочинение — «Христианская Апологетика, курс основного богословия», 2 тома (435 и 447 + XXXVI стр.), СПб. 1884 г. (издано под ред. А. И. Предтеченского). К наиболее ценным произведениям Н. П. Рождественского относятся также: «О происхождении многобожия» («Христианское Чтение» 1883 г., кн. 1 и 2) и «Исторический очерк христианской апологетики или основного богословия (ibid., кн. 7—12).

«Церковный Вестник» 1882 г., № 49; Обзор жизни и трудов покойных русских писателей, Д. Д. Языкова. Вып. II, СПб. 1885 г., стр. 42; «Газета А. Гатцука» 1882 г., № 49; «Современные известия» 1882 г., № 332; А. С. Родосский, Биографический словарь студентов СПб. Духовной Академии 1814—1869 гг., СПб. 1907, стр. 405—407.

И. Давидович.