Хомяков А.С. Полное собрание сочинений

0

Автор: Хомяков А.С.
Название: Хомяков А.С. Полное собрание сочинений

Издательство: Университетская типография
Год выпуска: 1900

1 том Мнение иностранцев о России
Мнение Русских об иностранцах
О возможности Русской художественной школы
Письма об Англии
По поводу Гумбольда
Аристотель и всемирная выставка
По поводу статьи И.В. Киреевского
О современных явлениях в области философии
Письмо о философии к Ю.Ф. Самарину
Об общественном воспитании в России
К Сербам

2_том   Сочинения богословские

5 и 6 том  Записки о Всемирной истории — Ч.1, 2

7 и 8 том  Записки о Всемирной истории — Ч.3  Письма

Лясковский В. Хомяков А.С. Его жизнь и сочинения — М., 1907.

Владимиров Л.Е. Алексей Степанович Хомяков и его этико-социальное учение — М., 1904.

hom Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) — философ, поэт, публицист, светский богослов, один из основоположников славянофильства и его лидеров в 1830-1850-е. Происходил из старинного дворянского рода. Обладал энциклопедическими познаниями, красноречием и получил прозвание «Илья Муромец славянофильства». Был близок московскому кружку «любомудров». Сотрудничал в журнале «Европеец», «Москвитянин», «Русская беседа», был председателем Общества любителей русской словесности при Московском университете (1858-1860). Был сторонником отмены крепостного права путём реформы. В самодержавии видел единственно возможную для России политическую власть, но предлагал созыв Земского собора и ряд др.либеральных реформ (свободное выражение общественного мнения, отмена смертной казни и т.п.). Статьёй Хомяков А.С. «О старом и новом» (1839) было положено начало славянофильству. Творчеству Хомякова А.С. была свойственна полемическая направленность (критика католицизма, протестантизма, западников, немецкого классического идеализма и др.). В центре его воззрений — учение о «соборности» («кафоличности», цельности, внутренней полноте), характеризующей природу не только христианской церкви, но также человека, общества, процессов познания и творчества. Тем самым «соборность» трактовалась Хомяковым А.С. как общий метафизический принцип устроения бытия — множество, собранное силой любви в «свободное и органическое единство» (противоположный тип — «ассоциация», формальное, внешнее соединение множества элементов). В дальнейшем это учение Хомяков стало одной из основ концепций всеединства и личности в русской религиозной философии (Соловьёв В.С., Трубецкой Е.Н., Флоренский П.А., Карсавин Л.П., Франк С.Л.). Мировая история, по Хомякову А.С., это история народов, каждый из которых мыслится в духе романтизма как коллективная личность, «живое лицо», наделённое неповторимым обликом, характером и историческим призванием. Ход национальной истории определяется у Хомякова А.С. соотношением начал «ассоциативности» и «соборности» в духовных истоках нации. С этой же антитезой связано и возведение в «Записках о всемирной истории» всех мировых религий и культур к двум началам — «кушитскому» (покорность необходимости — вещественный или логический, религиозный магизм и т.п.) и «иранскому» (свободная стихия духа, личности, устремлённость к творчеству, нравственное самосознание и т.д.). Специфический характер русской истории Хомяков А.С., как и другие славянофилы, усматривал в православии как единственном источнике просвещения на Руси, в «мирном» процессе образования русской нации, в общинном начале как основе общественного устройства. Усвоение высшим сословием «чужеродных» начал западной цивилизации привело, по Хомякову А.С., к разрыву м.»просвещённым обществом» и народом, достигшему апогея в послепетровскую эпоху. Возвращение к исконным началам — единственный путь к созданию самобытной национальной культуры. В рамках этой культурно-исторической и социальной утопии славянофилов Хомяков А.С, в отличие от Киреевского И.В. и Аксакова К.С., более критически относился к ранним этапам русской истории. Поэтические произведения Хомяков А.С. — стихотворные трагедии «Ермак» и «Дмитрий Самозванец», лирические стихотворения — тесно связаны с его философскими и историческими воззрениями, проникнуты гражданским пафосом («России» и др.). Похоронен в Даниловском монастыре.

Т.1:
Мнение иностранцев о России
Мнение Русских об иностранцах
О возможности Русской художественной школы
Письма об Англии
По поводу Гумбольда
Аристотель и всемирная выставка
По поводу статьи И.В. Киреевского
О современных явлениях в области философии
Письмо о философии к Ю.Ф. Самарину
Об общественном воспитании в России
К Сербам
Т.2 Сочинения богословские
Т.5-6 Записки о Всемирной истории — Ч.1, 2
Т.7 Записки о Всемирной истории — Ч.3
Т.8 Письма