Внутренняя политика Франции в области культуры: принципы и стратегии

0

09.02.2021 в Москве на территории Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва (Москва, Берсеневская набережная, д. 18-20-22, стр. 3) состоялся Круглый стол «Федеральный закон «О культуре» в системе нормативно-правовых актов Российской Федерации». Ведущим мероприятия стал Владимир Владимирович Аристархов, директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва. Среди выступающих: Владимир Ильич Лафитский (заслуженный юрист Российской Федерации, профессор Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина),  Екатерина Эдуардовна Чуковская (директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики), Валерий Николаевич Расторгуев (главный научный сотрудник отдела культурологии Института Наследия, профессор философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова), Сергей Владимирович Сидоренко (заместитель директора фонда «Институт экономики и социальной политики»), Александр Борисович Рудаков (руководитель проектов Департамента по взаимодействию с экспертным сообществом Экспертного института социальных исследований) и др..

Тезисы доклада А.В.Посадского (директор Инновационного центра экологической модернизации и экспертизы)

Внутренняя политика Франции в области культуры: принципы и стратегии

   Формирование культурной политики как государственной деятельности, имеющей целью сохранение и развитие культурного достояния нации, во многом связано именно с французской историей. Хотя государственная культурная политика Франции уходит корнями в глубины исторической жизни страны, ее современные формы были заложены в эпоху Шарля де Голля, когда было создано  Министерство по делам культуры (1959 г.), возглавляемое выдающимся интеллектуалом  Андре Мальро. Многие исследователи государственной культурной политики Франции обоснованно указывают на ее преемственный характер со времен Мальро вплоть до начала XXI века(1). Благодаря продуманной культурной политике в указанный период Франция обрела статус одной из ведущих культурных держав планеты.

  Какие же особенности внутренней политики в сфере культуры обеспечили «культурное сияние» (термин французской культурной политики) Франции?

  Декретом от 24 июля 1959 года задачей Министерства культуры было определено: «Сделать доступными основные произведения человечества, и прежде всего Франции, самому широкому числу французов; обеспечить широкую аудиторию для отечественного культурного наследия и поощрять создание обогащающих его произведений искусства и разума»(2). Отныне принцип демократизации культуры, утверждающий ее народный характер, станет важным принципом государственной культурной политики страны. Задачей государственной культурной политики видится формирование условий для раскрытия творческого потенциала всех французов, а также обеспечение широкой аудитории для творимых произведений  культуры(3). С данным принципом связано создание концепции и аппарата культурного развития территорий страны,  концепции и политики «культурной децентрализации».

    Французская культурная политика базируется на утверждении непреходящей роли государства в области культуры. Государством осуществляется поощрение национальной культуры, способствующее единению нации, ее прогрессу как единого целого, защита национальной исключительности (в российском значении самобытности), сбережение культурного достояния. «Во Франции нет и не будет государственной культуры, и я от имени государства постараюсь помешать тому, чтобы кто-то навязывал некую государственную культуру. Государство во всех своих формах находится на службе граждан. И поэтому культура, которую нам надо поощрять и культивировать — это культура, делающая человека ответственным гражданином», —  заявлял министр культуры Франции Жак Тубон (4). Культурная политика призвана избегать как разрушающего свободу творчества тотального дирижизма, так и  распространение на сферу культуры рыночных механизмов. Представляя планирование, управление и опеку культуры, она нацелена на утверждение и раскрытие свободы творчества(5).                                       

   Культура видится важнейшим направлением деятельности, как министерства культуры, так и всего правительства. Следуя министру культуры Жаку Дюамелю, культура — «это не сектор, а параметры деятельности правительства и общественный проект, которым определяется деятельность последнего»(6). Государственная культурная политика, как и государственная политика в целом, видится в широком культурном контексте. Она призвана опираться на ценности национальной культуры, органически проистекать из них. Государство выступает одновременно проводником и возделывателем культурного наследия.

   Государственная культурная политика Франции строится на фундаменте ценностного подхода к культуре. Она исходит из взгляда на культуру как наследуемый комплекс  признанных обществом высоких духовных ценностей, отраженных в идеях, действиях, творческих произведениях. Уже Андре Мальро отмечал неправомерность отождествления государственной культурной политики со сферой управления досугом. Культурная политика Франции подразумевает критическое отношение к разрушающей культуру и создающей иллюзию ее распространения идеологии потребления,  в качестве национального приоритета заявляется противодействие культурной глобализации и униформизации(7). Так следуя позиции президента Жака Ширака, культурная политика страны основана на убеждении, что французская культура содержит все необходимое, чтобы ответить на вызовы глобализации с ее униформизацией культурной жизни. На его взгляд, особенность культурной политики Франции состоит в том, что культура не рассматривается как нечто второстепенное(8).

   Следуя концептуальному аппарату Министерства культурной политики Франции, государство призвано к опеке и поощрению «культурной исключительности» страны. Это означает защиту  национально-культурной самобытности. Это означает, что к сфере культуры не применимы правила, применимые к товарам на международных рынках. Культурные ценности и услуги не являются тождественными рыночному товару. Данный принцип Франция последовательно отстаивала в переговорах c европейскими странами и США. Во многом именно благодаря французской переговорной позиции концепция «культурной исключительности» приобрела общеевропейское значение, хотя и была смягчена в смысле «культурного разнообразия».

   Государственная культурная политика Франции носит протекционистский характер. Особенно это очевидно в сфере защиты языка. Об этом ярко свидетельствует закон Тубона, предложенный министром культуры Катрин Таска и принятый в 1994 году при министре культуры Жаке Тубоне, защищающий французский язык, отражающий системную протекционистскую политику в сфере аудиовизуальной продукции. Напомним, Франция не ратифицировала Европейскую хартию региональных языков или языков меньшинств. Присоединяясь к Международному пакту о гражданских и политических правах, Франция уточняет свою позицию (в докладах о выполнении МПГПП) так: «Франция – страна, в которой нет меньшинств» (1997 г.) и «конституционные соображения не допускают присоединения Франции к международным конвенциям, признающим меньшинства как таковые и как носителей коллективных прав» (2007 г.).

  Длительное время внутренняя государственная политика Франции в сфере культуры рассматривалась в качестве образца культурной политики  современного национального государства. Патриотическая общественность различных стран мира указывала на нее как на эталон. Такие ее принципы как разумное планирование во имя утверждения творческой свободы, удачная попытка добиться органического сочетания национальной культурной традиции и законодательных принципов, последовательная защита языка, отстаивание культурной целостности и исключительности страны перед лицом угроз декультурирующей глобализации виделись образцами для подражания. Однако в 2010-х годах очевидно наступление эры заката французского «культурного сияния». Перманентный конфликт агрессивного секуляризма и апеллирующего к религии экстремизма, культурные войны замкнутых общин друг с другом и c культурой большинства, упадок влияния французской культуры внутри страны, распространение американской массовой культуры в угрожающих масштабах, угроза размывания национальной культуры и основанных на ней республиканских традиций, сокращение использования французского языка внутри страны и во всем мире – вот далеко не полный перечень вызовов, с которыми столкнулось французское общество.

   Как получилось, что одна из самых совершенных машин культурной политики стала давать серьезные сбои?

   Характерной чертой французской культурной политики на протяжении половины столетия было умение адаптировать стандарты высокой культуры к реалиям современности. В 2010-е годы от Франции как передовой культурной державы ожидали осуществление перспективного концептуального и практического политического синтеза. В связи с усилением угроз глобализации, подвергающей эрозии традиционные духовные ценности как основания развития стран и народов, многие эксперты делали прогноз, согласно которому именно Франция представит мировому сообществу новый синтез традиционных ценностей, высокой культуры и принципов республиканской политической системы, определит перспективные линии развития современных демократий с учетом глубоких исторических корней.  Ожидалось, что культурная политика Франции будет реинтегрирована новым осмыслением традиционных ценностей, всегда выступавших оплотом французского культурного классицизма, что взаимосвязанный дискурс традиционных ценностей и высокого культурного классицизма станет стратегической составляющей французской культурной политики, как и политики в целом, и тем самым  откроет новую эру французского «культурного сияния». Указанным прогнозам не суждено было сбыться. Франция не стала оплотом нового синтеза традиционного духовного, высокого культурного и правового политического классицизма. Вместо этого в экспертной среде страны и ее законодательной системе  был  оспорен сам статус традиционных ценностей, всегда бывших источником высокой культуры, основанием французского республиканского строя, неотъемлемой составляющей образа страны как ведущей культурной демократии в мире (9).

 

Примечания

 

  1. См. например замечательную работу С.И. Косенко: КосенкоС.И. Политикакультуры или культура политики. Опыт Франции / С. Косенко. – М.: Восток-Запад, 2008.
  2. Bernard Beaulieu, Michèle Dardy. Histoire administrative du ministère de la culture (1959-2002). La documentation Française, Paris, 2002, p.21
  3. Bernard Beaulieu, Michèle Dardy. Histoire administrative du ministère de la culture (¡9959-2002 ). La documentation Française, Paris, 2002, p.23
  4. Dictionnaire des politiques culturelles de la France depuis, Editions Larousse, Paris, 2001, р.589
  5. Dictionnaire des politiques culturelles de la France depuis 1959. Larousse-CNRS Editions, Paris, 2002, p. 471
  6. Jacques Rigaud. L’exception culturelle, p. 125
  7. См. например Доклад Комиссии Риго 1996 года, положенный в основание работы министерства культуры (Jacques Rigaud. Pour une refondation de le politique culturelle. Rapport au ministre de la culture. La documentation Française, Paris, 1996)
  8. См. его речь на Второй международной встречи по вопросам культуры, ЮНЕСКО, 2003. Discours du President J. Chirac, www.elysee.fr
  9. Достаточно указать на легализацию однополых браков с правом на усыновление детей во Франции (2013 г.).