Византия как Экологическая цивилизация

0

23 января 2018 г. в рамках направления «Жизнь Церкви и святоотеческое наследие» XXVI Международных Рождественских образовательных чтений в Красном зале Храма Христа Спасителя города Москвы состоялась конференция «Духовное наследие Византии и Афона в истории и культуре России».

Работу конференции возглавили архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе, магистр богословия протоиерей Валентин Асмус и доктор исторических наук, зав. кафедрой византийской и новогреческой филологии МГУ, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, вице-президент Российского национального комитета византинистов Михаил Вадимович Бибиков. Постоянным куратором конференции является доцент Московского государственного областного университета к.и.н. Ольга Владимировна Розина.

На конференции был представлен доклад Центра Гуманистической Экологии и Культуры «Византия как Экологическая цивилизация»

Доклад Центра Гуманистической Экологии и Культуры

А.В.Посадский, эксперт Центра Гуманистической Экологии и Культуры

Византия как Экологическая цивилизация

Формы и ценности Экологической цивилизации были раскрыты в византийской истории. Ключевое представление о жизнестроении для Византии было связано с понятием дома (οἶκος)1. К самой Византии в целом прилагалось понятие Дома. Византия рассматривалась и осознавалась ее обитателями как один грандиозный Дом2. При этом понятие дома совпадало с понятием семьи (также οἶκος). Дом рассматривался в русле семейно-родственных отношений между отдельными людьми, странами и народами, между человеком и космосом. Византийская парадигма жизнестроения исходила из духовно насыщенного представления о доме-семье.

В своей истории Византия воплощала идею цивилизационного Дома-Семьи, приоритетной задачей которого было сбережение и творческое возделывание природной и культурной среды, сохранение и преумножение природных и культурных благ, защита и воспроизведение природных и культурных ресурсов. Именно на основании представлений о семейно-домовой общности византийцами осуществлялись вселенские, универсальные миростроительные задачи – формировалась византийская культурная ойкумена.

Глубинный исторический опыт Византии позволяет раскрыть подлинный смысл проекта Экологической цивилизации. Основные ценностные принципы Экологической цивилизации воплощены в византийской истории. Речь идет об осуществлении естественных культурных прав человека – неотъемлемых атрибутов бытия личности как субъекта культурного творчества. Во-первых, права на культурное наследие и своеобразие, права на идентичность, права на творческое освоение и продолжение традиций. Во-вторых, права на природное наследие, то есть права на соучастие в жизни природных систем, права на их сохранение, преображение и творческое возделывание, что неразрывно связано с культурным созиданием, предстает базисом культурного творчества личности. И, наконец, права на творческое культурное и цивилизационное развитие, то есть права на культурно-цивилизационное совершенствование – на суверенное модернизационное движение, права на вхождение в современность и, следовательно, права на будущее. При этом право на развитие осуществляется в гармонии с правами на идентичность и природное наследие, на их основании, а не вопреки им.

Воплощенный византийской историей экологический императив означал сохранение культурного и природного наследия как источника развития будущего.

Будучи историческим выразителем культурных прав человечества, Византия может быть охарактеризована как цивилизация культурной справедливости — цивилизация, в которой субъекты культурного права в виде отдельных людей, стран и народов обрели наиболее благоприятные условия для осуществления культурного творчества, где была создана предельно благоприятная среда для культурного самовыражения человека.

Идея Экологической цивилизации – византийская идея. Византия несла начала Экологической цивилизации. Она означает обретение материального благосостояния, развитие экономики, науки и техники в неразрывной связи со сбережением культурного наследия и природы. Она означает поиск оптимального сочетания традиций и инноваций, видение традиций источником синтезирования новых цивилизационных форм. Она означает реализацию права стран и народов на суверенный самобытный путь, устойчивое развитие, в центре которого находится человек.

Специфика российского цивилизационного строительства находит свое раскрытие в представлении о Доме.

Будучи стержневой парадигмой российского жизнестроения, образ дома соединяет в себе несколько смысловых планов. В российской цивилизационной лексике слово «дом» наряду со значением жилища и места обитания человека, также означает семью и родную землю – малую и большую Родину. Причем, слова «семья» и «Родина» имеют изначально тождественное значение, и слово «семья» содержит в себе смысл служения3. Представление о доме-семье преодолевает рамки кровнородственных отношений, и через понятие семьи-родины, проецируется на всю Российскую цивилизацию. Последняя раскрывается как большая Родина – единое цивилизационное здание, Дом, выстроенный на принципах Семьи, то есть общего служения совместно живущих людей и народов, разделяющих чувство глубокой сердечной привязанности к своему родному Дому-Семье, наделенному архетипическими чертами матери.

Пространство Российской цивилизации, подобно византийскому, выстраивается на признании всеобщего родства людей, на принципах родственной открытости, выражающейся во всемирной, вселенской отзывчивости русского народа и народов России, приобщающих к российскому цивилизационному ядру иные народы и культурные миры посредством жертвенного соучастия в их исторических судьбах. Российская цивилизация складывается как цивилизация соборного единения – собор народов и культур, включенных в единое цивилизационное пространство во всем своем многообразии и неповторимости. Это соборная цивилизация, имеющая своим общим делом освоение, сбережение и развитие культурных и природных богатств, осуществление культурных прав, культурной справедливости. Российской цивилизации исторически присуще взаимодействие со странами и народами как обладающими естественными правами на культурное и природное наследие, самобытное и суверенное развитие. Ее объединяющая миссия определялась не сепаратными стратегиями решения своих проблем за счёт других, а принципа​ми глобального служения. Подобно Византии, она воплощает экологический императив, является полноценным выразителем и носителем экологической идеи.

Восприняв ядро Византийской цивилизации, Россия творчески воспроизвела его уникальное ценностное содержание. В своем историческом опыте Россия созидательно воплотила в жизнь византийский экологический императив, освоила, сохранила и транслировала стержневые принципы построения византийской ойкумены. Исторической миссией России стало их распространение на иные, более обширные географические пространства и культурные миры.

Примечания

1 Понятие дома (οἶκος) в Византии прилагалось к частному жилищу, семье и родословию, храму и социально значимым светским зданиям (например, царские дворцы, резиденции и дома аристократов), урбанистическим, церковным и государственно-бюрократическим структурам, имперским поместьям и имениям знати, аристократическим и царским родам, Церкви как сообществу верных и всей Империи, среде обитания человека и даже месторасположению планет. Множество культурно-значимых терминов производны от этого понятия – икономия, экономика, эколог, экологический, ойкумена, икос и др. См.: Oikos. The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford: Oxford University Press, 1991. Οίκος. Lampe G.W.H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford University Press, 1961. Trapp E., et al. Lexikon zur byzantinischen Gräzität besonders des 9.-12. Jahrhunderts [the Lexicon of Byzantine Hellenism, Particularly the 9th–12th Centuries], Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften. 1994–2007. О доме (οἶκος) как базовой единице византийского общественного устройства см.: Paul Magdalino. The Byzantine Aristocratic Oikos // The Byzantine Aristocracy, ed. Michael Angold (Oxford, 1984). Aristocratic oikoi in the tenth and eleventh regions of Constantinople // Byzantine Constantinople: Monuments, Topography and Everyday Life, ed. N. Necipoglu (Leiden, 2001). Constantinople and the outside world // Strangers to Themselves: The Byzantine Outsider, ed. D. Smythe (Aldershot, 2000).
2 «…Сама Империя имела характер одного грандиозного oikos». Paul Magdalino. The Byzantine Aristocratic Oikos // The Byzantine Aristocracy, ed. Michael Angold (Oxford, 1984). P. 95.
3 «Родина. Общеслав. Суф. производное от род. Исходное значение — «семья»…» Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. «Семья́. Известно в восточно-славянских и южнославянских языках. Образовано с помощью суффикса -uj- от сѣмь — «работник, слуга, домочадец», подобно братия (от братъ)». Краткий этимологический словарь русского  языка. — H. M. Шанский, В. В. Иванов, Т. В.  Шанская, 1971 г.