Автор: Виноградов Н.
Название: Догматическое учение святого Григория Богослова.Издательство: Казань, тип. Имп. ун-та
Год: 1887
Виноградов Н., свящ. — Догматическое учение святого Григория Богослова — 1887
Николай Петрович Виноградов (1852—1928) родился в семье священника Вятской губернии.
В 1876 г. окончил Вятскую духовную семинарию. В 1876-1880 гг. учился на богословском отделении Казанской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия. Преподавал латинский язык в Нижегородском духовном училище и Казанской духовной академии. В 1883 г. рукоположен во иерея. В 1887 г. защитил магистерскую диссертацию «Догматическое учение святого Григория Богослова».
В 1888-1911 гг. Н.П.Виноградов был членом епархиального училищного совета.
В 1894 г. назначен инспектором Казанской духовной академии с возведением в сан протоиерея и исполняющим должность экстраординарног
Н.П.Виноградов был одним из инициаторов создания и руководителем открытых в 1911 г. Казанских Высших женских богословских курсов — первого в России женского богословского учебного заведения. С 1912 г. состоял благочинным церквей при казанских духовных учебных заведениях. С 1915 г. настоятель церкви казанского Богородичного девичьего монастыря. В 1913-1914 гг. читал в КазДА лекции по вакантной кафедре латинского языка.
После национализации в 1919 г. зданий КазДА Н.П.Виноградов читал лекции студентам частным образом на квартирах. В 1921 г. был арестован ЧК за нарушение декрета ВЦИК «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Вместе с другими преподавателями КазДА проф. Виноградова приговорили к 1 году заключения в лагерь условно. Состоял в числе преподавателей учрежденного в 1921 г. Богословского института в Казани, просуществовавше
Скончался проф. протоиерей Виноградов 2 апреля 1928 г. в Казани.
Сочинение «Догматическое учение св. Григория Богослова» представляет собой наиболее полное и обстоятельное изложение богословия свт. Григория на русском языке, опирающееся на детальный анализ его текстов.
Оно охватывает все основные разделы его догматической системы: учение о едином Боге, о Св. Троице, космологию и антропологию, Промысел Божий о мире и человеке, христологию и сотериологию, учение о таинствах и эсхатологию.
Особое внимание автор уделяет триадологии свт. Григория, поскольку «ни один из христианских догматов не получил столь полного и обстоятельного раскрытия в творениях св. Григория, как именно догмат о Св. Троице».