Тареев М. М. Основы христианства
Автор. Тареев М. М.
Название: Основы христианства (в 4 тт.) тт. 2, 4.
Издательство: Сергиев Посад, Тип. Св.-Троицкой Лавры
Год: 1908.
Тареев М.М. — Основы христианства. Том 2. Евангелие — 1908
Тареев М.М. — Основы христианства. Том 4. Христианская свобода — 1908
Тареев Михаил (Максим) Матвеевич [07.(19)11.1867 — умер между 20.05—04.06.1934
Окончил Моск. Дух. академию. После защиты дисс. — проф. кафедры «нравств. богословия» этой академии (1902—1918); преподавал филос. и полит. экономию в Ярославском юрид. ин-те, Загорской Военно-электроте
При этом центр. место в философской антропологии Т. отводится не человеку как таковому, а христианину. Согласно Тарееву, дух. жизнь реальна только в христианстве, а, следовательно, и основная двойственность духовного и естественного в человеке реальна лишь в христианине.
При этом Тареев признает свободное развитие «естества»: «свобода духа имеет точку опоры только в свободе плоти» (Основы христианства. Т.3. С. 123), а свобода плоти состоит в свободе личного начала, полноте естеств. развития во всех видах — семейном, нац., гос., художеств. Вся система культуры, а следовательно, и все ист. бытие есть для Тареева сфера «плоти», сфера «естества», совершенно «иноприродная» духу.
Исходя из этого противопоставлен
Поэтому для Тареева «христианская филос. не воздвигается усилиями чистого разума, она не есть логическая система… и все же она есть мудрость, комплекс понятий, обнимающих опыт, она есть разум жизни» (Там же. С.99). Вместе с тем Т. вовсе не отвергает компетенции разума в познании трансцендентного мира. По его мнению, субъективно-мист
Как отмечает С.Аверинцев, идеи Т. предвосхитили целый ряд тенденций «филос. жизни», экзистенциализма и диалектической теологии («ФЭ». Т.5. С.182—183).