Тареев М. М. Основы христианства

0

1Тареев М. М. Основы христианства

Автор. Тареев М. М.

Название: Основы христианства (в 4 тт.) тт. 2, 4.

Издательство: Сергиев Посад, Тип. Св.-Троицкой Лавры

Год: 1908.

Тареев М.М. — Основы христианства. Том 2. Евангелие — 1908

Тареев М.М. — Основы христианства. Том 4. Христианская свобода — 1908

ТАРЕЕВТареев Михаил (Максим) Матвеевич [07.(19)11.1867 — умер между 20.05—04.06.1934] — философ, богослов. Род. в Рязанской губ. Учился в дух. училище и семинарии.

Окончил Моск. Дух. академию. После защиты дисс. — проф. кафедры «нравств. богословия» этой академии (1902—1918); преподавал филос. и полит. экономию в Ярославском юрид. ин-те, Загорской Военно-электротехнич. академии (1918—1927). В основе филос. построений Тареева лежит дуалистическое представление о двух сферах жизни: дух. и природной, точкой пересечения которых является человек, одинаково принадлежащий этим двум «разнородным» сферам и трагически переживающий двойственность своего положения.

При этом центр. место в философской антропологии Т. отводится не человеку как таковому, а христианину. Согласно Тарееву, дух. жизнь реальна только в христианстве, а, следовательно, и основная двойственность духовного и естественного в человеке реальна лишь в христианине.

При этом Тареев признает свободное развитие «естества»: «свобода духа имеет точку опоры только в свободе плоти» (Основы христианства. Т.3. С. 123), а свобода плоти состоит в свободе личного начала, полноте естеств. развития во всех видах — семейном, нац., гос., художеств. Вся система культуры, а следовательно, и все ист. бытие есть для Тареева сфера «плоти», сфера «естества», совершенно «иноприродная» духу.

Исходя из этого противопоставления дух. жизни и «естества», которое раскрывается лишь в душе христианина, Т. строит теорию «христ. познания», а не «познания вообще». При этом он близко стоит к «субъективному» методу познания, который утверждали (в социол.) Михайловский, Лавров, Кареев и др. Тареев отличает «знание» от «ведения»: знание мы имеем в науке, устанавливающей «объективность» в бытии, ведение же, к-рое Тареев называет «мистическим», «интуитивным знанием», есть «непосредственное переживание действительности, освященное сознанием» (Философия жизни. С.72). Христианство м.б. постигнуто всецело лишь интимным путем. «Христианское ведение,— согласно Тарееву — есть опытное обладание истиной, переживание божественной действительности… и к дух. истине нет иного пути, кроме диалектического» (Там же. С.85).

Поэтому для Тареева «христианская филос. не воздвигается усилиями чистого разума, она не есть логическая система… и все же она есть мудрость, комплекс понятий, обнимающих опыт, она есть разум жизни» (Там же. С.99). Вместе с тем Т. вовсе не отвергает компетенции разума в познании трансцендентного мира. По его мнению, субъективно-мистическая ориентация христ. филос. не допускает лишь того, чтобы разум считался источником религ. познания независимо от дух.-мистического опыта. Система филос. представлений Тареева осталась незавершенной (Реф.: З. «ИРФ». Т.2. Ч.1. С.122—128).

Как отмечает С.Аверинцев, идеи Т. предвосхитили целый ряд тенденций «филос. жизни», экзистенциализма и диалектической теологии («ФЭ». Т.5. С.182—183).