Спасение и вера по учению католическому и протестантскому

0

Автор: Новоселов М.

Название: Спасение и вера по учению католическому и протестантскому.

ГОД: 1913

Новоселов М. — Спасение и вера по учению католическому и протестантскому — 1913

НОВОСЕЛОВ 11Михаил Александрович Новосёлов (1 [13] июля 1864, село Бабье, Вышневолоцкий уезд, Тверская губерния — 17 января 1938, Вологда) — русский публицист, духовный писатель. Идеолог иосифлянского движения.

Причислен к лику святых Русской православной церкви в августе 2000 года

Предки принадлежали к духовенству Тверской епархии и в XVIII веке служили в селе Новопокровском-Березовец Кашинского уезда. Окончил 4-ю Московскую гимназию с золотой медалью (1882 год) и историко-филологический факультет Московского университета (1886 год). В молодости был увлечён идеями Л. Н. Толстого, был активным толстовцем, находился в переписке с Толстым. В конце 1887 года был арестован за издание брошюры Толстого «Николай Палкин», но после заступничества Толстого в феврале 1888 года освобождён под гласный надзор полиции с запрещением проживать в столицах. Получив наследство после смерти отца, в 1888 году основал в селе Дугино Тверской губернии «толстовскую» земледельческую общину, которая просуществовала два года из-за того, что её участникам-интеллигентам было трудно и непривычно заниматься физической работой.

Однако в 1892 году пересмотрел свои взгляды, став приверженцем православной церкви. Автор «Открытого письма» Толстому, в котором, в частности, говорилось:

Служить вы хотите не Господу, Которого знает и признает вселенское христианство… а какому-то неведомому безличному началу, столь чуждому душе человеческой, что она не может прибегать к нему ни в скорбные, ни в радостные минуты бытия своего.

Общался с протоиереем Иоанном Кронштадтским, старцами Оптиной и Зосимовой пустыней. Автор работ на церковные темы, публиковался в «Миссионерском обозрении» и «Церковных ведомостях». Участвовал в Религиозно-философских собраниях 1901—1903 годов. В 1902—1917 годах был издателем «Религиозно-философской библиотеки» (РФБ), в которой публиковались многие известные российские православные мыслители (многие из книг серии были написаны самим Новосёловым или при его участии). Серия вначале издавалась в Вышнем Волочке, а затем в Москве и в Сергиевом Посаде. Всего вышло 39 выпусков РФБ; около 20 отдельных непронумерованных книг и более 80 «Листков РФБ» (изданий, в которых публиковались труды святых отцов и религиозные размышления выдающихся русских писателей и учёных).

В 1905 году выступал противником планов поспешного избрания Патриарха, сторонником проведения собора Русской православной церкви, а для его подготовки — образования Соборного подготовительного совещания из нескольких епископов, представителей духовенства и мирян. В 1905—1918 годах участвовал в работе Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьёва.

В 1907 году организовал в Москве строго православный «Кружок ищущих христианского просвещения», заседания которого проходили на его квартире (так называемые «новосёловские четверги»). В состав кружка входили священники Павел Флоренский и Иосиф Фудель, а также Ф. Д. Самарин, В. А. Кожевников, С. Н. Булгаков, П. Б. и С. Б. Мансуровы, Н. Д. Кузнецов, Ф. К. Андреев. По словам В. В. Розанова, «суть связи этого кружка — личная и нравственная; высшее его качество — не выявляться, не спорить; печататься как можно меньше. Но взамен этого — чаще видеться, общаться; жить некоторою общею жизнью, или — почти общею. Без всяких условий и уговоров они называют почти старейшего между ними, Мих. Ал. Новосёлова, „авва Михаил“. И хотя некоторые из них неизмеримо превосходят почтенного и милого М. А. Новосёлова учёностью и вообще „умными качествами“, но, тем не менее, чтут его, „яко отца“, за ясный, добрый характер, за чистоту души и намерений и не только выслушивают его, но и почти слушаются его».

Резко негативно относился к деятельности Григория Распутина, выпустил в своём издательстве брошюру «Григорий Распутин и мистическое распутство» (М., 1912), которая была запрещена и конфискована в типографии. Газета «Голос Москвы» была оштрафована за публикацию выдержек из неё. В 1912 году был избран почётным членом Московской духовной академии за свою деятельность в области духовного просвещения и христианской апологетики. Являлся членом Училищного совета при Святейшем Синоде. Автор работ в защиту имяславия — учения об имени Божием. Преподавал классическую филологию в Московском университете.

В 1918 году входил в состав отдела о духовно-учебных заведениях Поместного собора Русской православной церкви 1917—1918 годов. В 1918 году был членом Временного Совета объединённых приходов города Москвы. Предоставил свою квартиру для занятий созданных весной 1918 года по благословению Патриарха Тихона Богословских курсов, преподавал на этих курсах.

В 1922 году был членом Братства ревнителей Православия. Против него 11 июля 1922 года было возбуждено уголовное дело по обвинению в антисоветской агитации, в ночь на 12 июля того же года в его квартире был произведён обыск. Сам Михаил Новосёлов в это время находился в Оптиной пустыни, поэтому ему удалось избежать ареста. Был арестован 12 августа 1922 года и до 19 марта 1923 года находился под арестом. Дело против него было прекращено в связи с тем, что при обыске не было найдено ничего компрометирующего (был изъят лишь орден Святого Станислава). После этого уехал в Вышний Волочёк, где и поселился, жил на нелегальном положении.

В 1922—1927 годах написал своё основное сочинение — «Письма к друзьям», посвящённые актуальным вопросам церковной жизни. В нём он резко критиковал обновленческое движение, рассуждал о причинах гонений на церковь в России, рассматривался вопрос о конечных судьбах церкви и мира (значительное внимание уделялось эсхатологическим рассуждениям), анализировал различия между православием, католицизмом и протестантизмом, отдавая безусловное предпочтение первому. Принадлежал к традиции мистического богословия. В 1970—1980-е годы отдельные «Письма к друзьям», ранее распространявшиеся в самиздате, были опубликованы в зарубежном «Вестнике РХД» и в нелегально издававшемся альманахе «Надежда» (1984).

После 1927 года стал видным деятелем «иосифлянского» движения, сторонником создания катакомбной церкви, вместе с протоиереем Фёдором Андреевым составил обращение к Заместителю Патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) с предложением изменить церковно-политический курс. Не добившись желаемого, стал непримиримым критиком митрополита Сергия и всех, кто находился в его подчинении:

Эти люди занесли ногу через порог «блудилища», устроенного м. Сергием и его Синодом, но не имеют сил выйти из него, опутав себя канонами, которые являются для них не оградой церковной правды, а кандалами последней. «М. Сергий затягивает петлю на Русской Церкви, но мы бессильны противиться, так как он каноничен». — Чудовищные слова.

В марте 1929 года был арестован в Москве как «руководитель антисоветских церковников, ведущий их к переходу на нелегальное положение, распространяющий своеобразные циркуляры идеологического антисоветского характера с призывом к „мученичеству“». 23 мая 1929 года был приговорён к трём годам лишения свободы, отбывал наказание в Суздальском политизоляторе.

В 1930 году был перевезён в Москву, находился в Бутырской тюрьме, проходил по делу Всесоюзного Центра «Истинное Православие», обвинён в том, что играл решающую роль в идеологическом объединении духовенства, оппозиционного митрополиту Сергию (Страгородскому). 3 сентября 1931 года приговорён к 8 годам лишения свободы, срок заключения отбывал в Ярославском политизоляторе. Существует информация, что, находясь в изоляторе, Новосёлов обратил в православие одного из заключённых, турка Ахмета Ихсана. По воспоминаниям Ихсана, Новосёлов пользовался уважением узников, которые называли его аввой и богословом (хотя сам он возражал против того, чтобы его именовали богословом).

7 февраля 1937 года получил очередной тюремный срок, был приговорён к трём годам заключения, 29 июня 1937 года был перевезён в Вологодскую тюрьму.

В Вологде против него было возбуждено уголовное дело за «систематическое распространение среди сокамерников клеветнических сведений по адресу руководителей ВКПб и Советского Правительства с целью вызвать недовольство и организованные действия против установленных тюремных правил и [за продолжение] борьбы в условиях тюрьмы». 17 января 1938 года приговорён к расстрелу постановлением Вологодского УНКВД; в тот же день расстрелян.

Известность получили его «Письма к друзьям», которые стали «классикой религиозного самиздата советского периода». В 1994 году «Письма к друзьям» были выверены и изданы в виде отдельной книги. Автор в предисловии именуется «непоколебимым ревнителем Православия».

В 1990-е годы появилась версия, что в 1920 году Михаил Новосёлов был пострижен в монашество с именем Марк, а в 1923 году тайно хиротонисан во епископа Сергиевского архиепископом Феодором (Поздеевским), епископами Арсением (Жадановским) и Серафимом (Звездинским). Однако она документально не подтверждена и официально не принята церковью, Архиерейский собор которой канонизировал Михаила Новосёлова как мирянина. То же относится и к участию Новосёлова в так называемом «кочующем соборе», объективные доказательства проведения которого отсутствуют. Источник этих данных — сочинения деятеля неканонического православия Амвросия (Сиверса).

Михаил Новосёлов был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Публикации

  • Забытый путь опытного богопознания (в связи с вопросом о характере православной миссии). Вышний Волочёк, 1901; 2-е издание: Вышний Волочёк, 1903, 3-е издание: М., 1912.
  •  Открытое письмо графу Л. Н. Толстому по поводу его ответа на постановление Святейшего Синода. Вышний-Волочек, изд. «Религиозно-философской библиотеки», 1902. 16 с.; 2-е изд.: М., 1911.
  • Из разговоров о войне. «Религиозно-философская Библиотека». Вып. 6. Вышний-Волочек, 1904. 17 с.; 2-е изд.: М., 1911.
  • О праздниках // Церковный Вестник. 1904. № 23. С. 717—718.
  • ​ Полицейско-врачебный протокол и христианские добродетели. СПб., изд. «Религиозно-философской библиотеки», 1904. 9 с.
  • ​ Суды чести в среде учителей. Вышний-Волочек, изд. «Религиозно-философской библиотеки», 1904. 16 с.
  • ​ Голос мирянина // Русское Дело. 1905. № 13. С. 4; № 17. С. 6-8.
  • ​ Соборное подготовительное совещание // О возрождении Русской Церкви. Вышний-Волочек, изд. «Религиозно-философской библиотеки», 1905. С. 83-86.
  • ​ Письмо редактору «Русского дела» С. Ф. Шарапову // Русское дело. 1905. № 6. С. 7.
  • ​ К вопросу об участии духовенства в выборах в Государственную Думу // Церковный Вестник. 1905. № 35. С. 1091—1093.
  • ​ О воссоздании живой церковности // Русское Дело. 1905. Особое приложение к № 11. С. 1-4.
  • ​ Записки петербургских религиозно-философских собраний (1902—1903). СПб., 1906. С. 198—199, 271—278, 331, 356—360, 497, 498, 527—530.
  • ​ В тихой пристани (Посвящается братии Зосимовой пустыни). Вышний-Волочек, изд. «Религиозно-философской Библиотеки», 1908, 4 с.; 2-е изд.: М., 1909, 15 с.; 3-е изд.: Сергиев Посад, 1911, 16 с.
  • ​ Вселенская Христова Церковь и «Всемирный христианский студенческий союз». М., изд. «Религиозно-философской Библиотеки», 1909. 14 с.
  • ​ Психологическое оправдание христианства (Противоречия в природе человека по свидетельству древнего и нового мира и разрешение их в христианстве) // Голос Церкви. 1912. № 1. С. 71098; № 2. С. 61-88; отдельное изд.: «Религиозно-философская библиотека». Вып. 28. М., 1912.
  •  Светочи Православной Христовой Церкви // Голос Церкви. 1912. № 3. С. 68-78; № 7. С. 77-84; № 11. С. 89-94; № 12. С. 43-48; 1913. № 4. С. 40-53.
  • ​ Психологическое оправдание христианства (Противоречия в природе человека по свидетельству древнего и нового мира и разрешение их в христианстве). М., 1912.
  • ​ Догмат, этика и мистика в составе христианского вероучения // Голос Церкви. 1912. № 10. С. 92-111; отдельное изд.: «Религиозно-философская Библиотека». Вып. 30. М., 1912.
  • ​ Григорий Распутин и мистическое распутство. М., 1912.
  • ​ По поводу нового официального сообщения о деле еп. Гермогена (совместно с Самариным Ф. Д., Дружининым Н., Кожевниковым В. А., Корниловым А. А., Мансуровым П. Б., Самариным П. Д., Хомяковым Д., Шереметевым П.). М., 1912. 16 с.
  • ​ Уроки веры и благочестия из святоотеческого богословия // Голос Церкви. 1912. № 1. С. 61-70.
  • ​ За кого почитал Льва Толстого Владимир Соловьёв? М., 1913.
  • ​ Беседы о жизни. М., изд. «Религиозно-философской Библиотеки», 1913.
  • ​ За кого почитал Льва Толстого Владимир Соловьев? М., изд. «Религиозно-философской Библиотеки», 1913.14 с.
  • ​ Папизм в православной церкви. М., изд. «Религиозно-философской библиотеки», 1913., 4 с.
  • ​ Письма к друзьям (Письмо 1-е) // Вестник РХД. 1975. № 115. С. 17-24.
  • ​ Письма к друзьям (Письмо 2-е) // Вестник РХД. 1976. № 118. С. 26-31; православная беседа. 1992. № 8-9. С.2-4.
  • ​ Письма к друзьям (Письмо 5-е, 10-е и 14-е) // Надежда. 1984. № 10. С. 96-181.
  • ​ Письма к друзьям (Письмо 5-е, фрагменты) // Православная беседа. 1994. № 3. С. 2-4.
  • ​ Письма к друзьям (Письмо 9-е) // Северо-Восток. Приложение к «Сибирской газете». 1992. № 8 (12).
  • ​ Письма к друзьям (Письмо 11-е) // Журнал Московской Патриархии. 1992. № 6. С. 54-60.
  • ​ Письма к Л. Н. Толстому // Минувшее (Исторический альманах). Вып. 15. М.-СПб., 1994. С. 371—423.
  • ​ Письма к друзьям. М. 1994

«Мы должны понять западные исповедания и оценить их с точки зрения истинно-христианского учения. Говоря, что нужно понять их, мы отчасти определяем и самый метод исследования. Если мы будем только указывать частичные уклонения этих исповеданий от истины, будем на основании Св. Писания и Предания опровергать каждый пункт за пунктом их вероучения, то мы западных исповеданий не поймем, а не понявши их, никого в их ложности не убедим: всегда останется возможность предполагать в наших доказательствах незаметную уловку, а в неудаче противника — только временный недосмотр или неопытность. Нужно обнаружить самый корень болезни, нужно понять западные вероисповедания в их основном мировоззрении, выяснить их жизнепонимание, которое производит все эти нездоровые симптомы: тогда частные пункты, пожалуй, не потребуют и опровержения. Жизнь — такой предмет, о котором может судить всякий, у кого есть разум и совесть, есть неизвращенное нравственное сознание. Догматических рассуждений кто-нибудь может не понять, исторических свидетельств можно не знать, а жизнепонимание у всякого перед глазами: стоит только сравнить его с Христовым учением — и ложность инославия доказана, равно как понятно и происхождение всех его частных уклонений».

Содержание
Предисловие к изданию 1913 г.
Введение
I. Правовое жизнепонимание в католичестве и протестантстве
II. Правовое жизнепонимание пред судом Св. Писания и Св. Предания