Россия и Византия как Экологические цивилизации

0

Посадский А.В., Посадский С.В.

 

Формы и ценности Экологической цивилизации были раскрыты в византийской истории. В своем уникальном историческом пути Византийская цивилизация определила и выразила основополагающие экологические принципы, явила зрелое и развитое экологическое сознание. В сфере экологии Византия предложила ценностные стандарты и ориентиры, которые стали достоянием всего человечества. Их осваивали и ими вдохновлялись различные цивилизации и культурные миры.

Парадигмальное представление о жизнестроении для Византии было связано с понятием дома (οἶκος) (1). Представление о доме было ключевым жизнестроительным смыслом частной, государственной и церковной жизни. Оно конституировало все сферы социального бытия Византии, являлось основанием византийского общественного устройства. Оно отражалось в византийской исторической, экономической, естественнонаучной и социально-политической мысли, религиозной философии и теологии, породив множество терминов значимых как для византийского, так и современного культурного сознания (2).

К самой Византии в целом прилагалось понятие Дома, сама Византия рассматривалась и осознавалась ее обитателями как один грандиозный Дом (3). При этом, понятие дома совпадало с понятием семьи (также οἶκος), что придавало особый смысл всем реальностям, отраженным в этом понятии. Дом рассматривался в русле семейно-родственных отношений между отдельными людьми, странами и народами, между человеком и космосом, наконец, между человеком и Богом.

Византийская парадигма жизнестроения исходила из духовно насыщенного представления о доме-семье. Модель семейно-домовой общности распространялась на экономическую, национальную, государственную, церковную и духовную жизнь. В доме-семье человек ощущал себя ответственно сопричастным бытию других людей, бытию всего мироздания и бытию Бога. Дому-семье свойственны родственная забота, поддержка и внимание. В нем раскрывается глубинное родство людей между собой, их родство с космосом и с Богом.

Именно на основании представлений о семейно-домовой общности византийцами осуществлялись вселенские, универсальные (οἰκουμενικος) миростроительные задачи – формировалась византийская культурная ойкумена (οἰκουμένη), явившаяся воплощением византийского экологического сознания, связывающего экологическую тему, то есть все имеющее отношение к домоустройству (οἰκολογικός) (4) с представлением о семье.

Византийское понимание ойкумены подразумевало взаимодействие стран и народов на основании особой открытости. Эта открытость выражалась во включении народов и стран в обогащающее их византийское культурное пространство на правах суверенных субъектов, без подавления их культурного своеобразия и насильственной ассимиляции. Она предполагала обретение подлинной универсальности и вселенскости (οικουμενικότητα) через осуществление идеала мировой семьи (5).

В своей истории Византия воплощала идею культурно-цивилизационного Дома-Семьи, приоритетной задачей которого было сбережение и творческое возделывание природной и культурной среды, сохранение и преумножение природных и культурных благ, защита и воспроизведение природных и культурных ресурсов. В цивилизационной истории человечества Византия была выразителем и носителем экологической идеи, подлинно Экологической цивилизацией.

Глубинный исторический опыт Византии позволяет раскрыть подлинный смысл проекта Экологической цивилизации. Основные ценностные принципы Экологической цивилизации воплощены в византийской истории. Речь идет об осуществлении естественных культурных прав человека – неотъемлемых атрибутов бытия личности как субъекта культурного творчества. Во-первых, права на культурное наследие и своеобразие, права на идентичность, права на творческое освоение и продолжение традиций. Во-вторых, права на природное наследие, то есть права на соучастие в жизни природных систем, права на их сохранение, преображение и творческое возделывание, что неразрывно связано с культурным созиданием, предстает базисом культурного творчества личности. И, наконец, права на развитие, то есть права на культурно-цивилизационное совершенствование, на суверенное модернизационное движение, права на вхождение в современность и, следовательно, права на будущее. При этом право на развитие осуществляется в гармонии с правами на идентичность и природное наследие, на их основании, а не вопреки им.

Будучи историческим выразителем культурных прав человечества, Византия может быть охарактеризована как цивилизация культурной справедливости — цивилизация, в которой субъекты культурного права в виде отдельных людей, стран и народов обрели наиболее благоприятные условия для осуществления культурного творчества, где была создана предельно благоприятная среда для культурного самовыражения человека.

В византийской истории реализовывался цивилизационно-экологический проект. Воплощенный византийской историей экологический императив означал сохранение культурного и природного наследия как источника развития будущего.

Идея Экологической цивилизации – византийская идея. Византия несла начала Экологической цивилизации. Парадигма Экологической цивилизации укоренена в ее глубинной истории, заложена в вековых традициях ее исторического пути. Она означает обретение материального благосостояния, развитие экономики, науки и техники в неразрывной связи со сбережением культурного наследия и природы. Она означает поиск оптимального сочетания традиций и инноваций, видение традиций источником синтезирования новых цивилизационных форм. Она означает реализацию права стран и народов на суверенный самобытный путь, устойчивое развитие, в центре которого находится человек.

Восприняв ядро Византийской цивилизации, Россия творчески воспроизвела его ценностное содержание. В своем историческом опыте Россия созидательно воплотила в жизнь византийский экологический императив, освоила, сохранила и транслировала стержневые принципы построения византийской ойкумены. Исторической миссией России стало их распространение на иные, более обширные географические пространства и культурные миры.

Специфика российского цивилизационного строительства находит свое раскрытие в представлении о доме.

Будучи стержневой парадигмой российского жизнестроения, образ дома соединяет в себе несколько смысловых планов. В российской цивилизационной лексике слово «дом» наряду со значением жилища и места обитания человека, также означает семью и родную землю – малую и большую Родину. Причем, слова «семья» и «Родина» имеют изначально тождественное значение, и слово «семья» содержит в себе смысл служения(6). Представление о доме-семье преодолевает рамки кровно-родственных отношений, и через понятие семьи-родины, проецируется на всю Российскую цивилизацию. Последняя раскрывается как большая Родина – единое цивилизационное здание, Дом, выстроенный на принципах Семьи, то есть общего служения совместно живущих людей и народов, разделяющих чувство глубокой сердечной привязанности к своему родному Дому-Семье, наделенному архетипическими чертами матери.

Пространство Российской цивилизации, подобно византийскому, зиждется на признании всеобщего родства людей, на принципах родственной открытости, выражающейся во всемирной, вселенской отзывчивости русского народа и народов России, приобщающих к российскому цивилизационному ядру иные народы и культурные миры посредством жертвенного соучастия в их исторических судьбах.

Российская цивилизация складывается как цивилизация соборного единения – собор народов и культур, свободно соединившихся в целостное цивилизационное пространство во всем своем многообразии и неповторимости. Это соборная цивилизация, имеющая своим общим делом освоение, сбережение и развитие культурных и природных богатств, осуществление культурных прав, культурной справедливости. Российской цивилизации исторически присуще взаимодействие со странами и народами как обладающими естественными правами на культурное и природное наследие, самобытное и суверенное развитие. Ее объединяющая миссия определялась не сепаратными стратегиями решения своих проблем за счёт других, а принципа­ми глобального служения. Подобно Византии, она воплощает экологический императив, является полноценным выразителем и носителем экологической идеи.

В миростроительных российско-византийских духовно-исторических линиях даны свойственные Экологической цивилизации принципы ценностной парадигмы устойчивого развития.

Творческое усвоение Россией ценностного ядра Византийской цивилизации, органическое сложение Российско-византийского цивилизационного преемства является беспрецедентным воплощением устойчивого развития в историческом процессе.

Российско-византийское цивилизационное преемство предстает как единый путь, устремленный к возрастанию всечеловеческой духовной солидарности,  обретению единства человека с человеком, природой и Богом. Речь идет о пути миротворческого домостроительства, на котором созидание Общецивилизационного Дома связано со сбережением культурных и природных богатств ради общего блага планеты, в качестве основы общечеловеческого духовного роста. Речь идет о пути кумулятивном, подразумевающем накопление и сохранение духовных ценностей и традиций, сбережение преемственности развития культурных и природных форм и систем. Общецивилизационный Дом возводится в непрерывной работе поколений. Он строится в межпоколенных синтезах, исходя из сохранения разнообразия культурной и природной жизни.

Если использовать терминологию Павла Флоренского, то Российско-византийский цивилизационный путь можно охарактеризовать как путь созидания пневматосферы — космического пространства вовлеченного в духовное развитие и в силу этого отличающегося особой устойчивостью.

Византию принято считать библиотекарем человеческого рода. Развитие через сохранение общечеловеческого духовного наследия – приоритетная стратегия Византийской цивилизации. На ее пространстве претворялось в жизнь непрерывное, преемственное развитие культурных систем. Византия справедливо может быть названа историческим средоточием стратегически стабильного безопасного развития. Вслед за Византией Россия может быть названа цивилизацией культурного континуитета. Она углубляет присущие Византии стратегии сохранения преемственности духовного развития народов. Еще более Византии России свойственна сберегающая идентичность. Сохранение уникальных форм жизни во всей полноте и конкретности, жизненных структур, определяющих преемственность духовных путей сообществ, творческих начал жизнедеятельности социальных организмов сделалось приоритетом развития Российской цивилизации. Как и Византия, Россия осуществляла начала стратегически стабильного и безопасного развития.

Нам представляется важным обратиться к творческому наследию А.С.Панарина. Отечественный мыслитель считал, что Российская цивилизация имеет в своем ге­незисе греческое ядро. Это позволяет ей сформулировать глобально значимый проект. Греческий логос характеризуется чуткостью к ценностному измерению мироздания, неутилитарным отношением к миру. С позиции мыслителя, в силу органического наследования начал византийской культуры, именно в рамках Российской цивилизационной системы возможно сформулировать проект духовного преобразования технической цивилизации, программу управления современной технической средой исходя из эколо­гических и культурных приоритетов. Сегодня, когда приближается время ис­сякания даров культуры и природы важно актуализировать потенциал Российской цивилизации, могущей компенсировать своими энергиями творческого дарения иссякание энергетики природных и культурных дарений в мире. Принципы духовного производства, присущие Российской цивилизации, основаны на экологической доминанте, означающей органическое сочетание сохраняющего и преобразующего начал, сбережения и возделывания. Ей присуще отношение к национальной территории как к Дому. Она воспринимает себя территориально укорененной семейной общиной. В силу своей экологической доминанты Российская цивилизация способна инициировать созидание содружества космически укорененных и экологически ответственных цивилизаций. В творчестве А.С.Панарина Россия предстает как цивилизация органических антропокосмических связей, цивилизация, могущая вызывать к жизни глобальный цивилизационно-экологический проект.

Развивая идеи А.С.Панарина, важно отметить, что греческим логосом было осуществлено преображение социального и природного пространства в единый цивилизационный космос. Ту же миссию осуществило русское слово. Стремление к созиданию целостного космоса свойственно, вслед Византийской, Российской цивилизации. Исторически Российская цивилизация формировалась в поисках целостности бытия. Она несла всеобъемлющий идеал воссоединения духовного мира человека, преобразующего соединения личности и мироздания в органическое целое.

Стремление к целостности – сущностная черта России и Византии как Экологической цивилизации. Целостность в российско-византийской цивилизационной перспективе есть взаимосвязанность различий, сложное единство, единство при сохранении своеобразного, уникальных обликов мироздания. Она есть творческое единство, творческое персонализирующее соединение, единство в творческой разнородности, единство, обретаемое через созидательное персонализирующее служение.

В контексте ценностных доминант российско-византийского цивилизационного пути, целостность внутреннего мира человека не может быть дана ему помимо заботы о вселенной, поддержания единства и гармонии ее форм, т.е. помимо целостного отношения человека к миру. Согласие человека с собой раскрывается в обретении согласия с тотальностью мира. Стремление к целостности подразумевает самоцельное, неутилитарное отношение к природному бытию и бытию другого, отношение к ним как к обладающим очевидной значимостью. Такое отношение становится классическим путем упрочнения, сохранения и выражения духовного единства личности.

Формирование линий современного прогресса осуществляется преображающим мироздание разумом. Представление о целостном разуме, преображающем мироздание при сбережении его уникальных форм присуще российско-византийскому цивилизационному пути и является одной из его базовых ценностных доминант. Недаром именно в России и Византии разрабатывалось учение о ноосфере как целостном разуме — разуме, тесно связанном с нравственной оценкой, духовным созерцанием и опытом, как о разуме диалогическом и нерепрессивном (7).

Идея Экологической цивилизации связана с персоналистическим мировидением, ценностью целостной личности, соединенной творческими нитями со всей Вселенной. Ценность целостной личности и соборности (как образа коммуникации целостных персон) глубочайшим образом выражена, с исключительной глубиной раскрыта Российской цивилизацией. Российская цивилизация – цивилизация соборно-персоналистической парадигмы, утверждающая образ целостной личности как творческого проводника духовно-объединяющего начала во Вселенной, хранящего уникальное своеобразие ее форм.

Очевидно, соборно-персоналистическое самоопределение Российской цивилизации предполагает созидательное наследование сформированных в Византии жизнестроительных принципов персоналистического гуманизма, отражающее единство российско-византийского цивилизационного пути.

Идея Экологической цивилизации органически проистекает из мира российско-византийских ценностей, указывающего на взаимозависимое сохранение природного и культурного окружения человека, сбережение культурных и природных систем как основание солидарного развития всего человечества.

Византия и Россия несли ценности Экологической цивилизации на евразийские пространства. Раскрытые глубинным образом они оказались созвучны ценностным мирам народов Евразии. В этой связи идея Экологической цивилизации может быть названа Идеей Евразийской.

Примечания

  1. О доме (οἶκος) как базовой единице византийского общественного устройства см.: Paul Magdalino. The Byzantine Aristocratic Oikos // The Byzantine Aristocracy, ed. Michael Angold (Oxford, 1984). Aristocratic oikoi in the tenth and eleventh regions of Constantinople // Byzantine Constantinople: Monuments, Topography and Everyday Life, ed. N. Necipoglu (Leiden, 2001). Constantinople and the outside world // Strangers to Themselves: The Byzantine Outsider, ed. D. Smythe (Aldershot, 2000).
  2. Понятие дома (οἶκος) в Византии прилагалось к частному жилищу, семье и родословию, храму и социально значимым светским зданиям (например, царские дворцы, резиденции и дома аристократов), урбанистическим, церковным и государственно-бюрократическим структурам, имперским поместьям и имениям знати, аристократическим и царским родам, Церкви как сообществу верных и всей Империи, среде обитания человека и даже месторасположению планет. Множество культурно-значимых терминов производны от этого понятия – икономия, экономика, эколог, экологический, ойкумена, икос и др. См.: Oikos. The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford: Oxford University Press, 1991. Οίκος. Lampe G.W.H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford University Press, 1961. Trapp E., et al. Lexikon zur byzantinischen Gräzität besonders des 9.-12. Jahrhunderts [the Lexicon of Byzantine Hellenism, Particularly the 9th–12th Centuries], Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften. 1994–2007.
  3. «…Сама Империя имела характер одного грандиозного oikos». Paul Magdalino. The Byzantine Aristocratic Oikos // The Byzantine Aristocracy, ed. Michael Angold (Oxford, 1984). P. 95. https://en.wikipedia.org/wiki/Fellow_of_the_British_Academy
  4. οἰκολογικός — имеющий отношение к содержанию дома, οἰκολόγος – управляющий домом. См.: Trapp Erich, et al. (1994–2007) Lexikon zur byzantinischen Gräzität besonders des 9.-12. Jahrhunderts [the Lexicon of Byzantine Hellenism, Particularly the 9th–12th Centuries], Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften.
  5. Тема детально раскрыта в работах Г. Металлиноса. См.: Georgios D. Metallinos, Paganistikós Ellinismós i Ellinorthodoxía? [Pagan Hellenism or Greek Orthodoxy?] (Athens). 2003. Γεώργιος Μεταλληνός. Ελληνισμός και Ορθοδοξία, Εκδόσεις Παρουσία, 1999.
  6. «Родина. Общеслав. Суф. производное от род. Исходное значение — «семья»…» Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. «Семья́. Известно в восточно-славянских и южнославянских языках. Образовано с помощью суффикса -uj- от сѣмь — «работник, слуга, домочадец», подобно братия (от братъ)». Краткий этимологический словарь русского  языка. — H. M. Шанский, В. В. Иванов, Т. В.  Шанская, 1971г.
  7. Именно в византийской мысли был впервые полноценно разработан концепт ноосферы. Следует отметить, что концепт ноосферы был предложен греческой философской мыслью задолго до его современного употребления. Уже философия неоплатоников (например, Прокл, Олимпиодор Младший) широко применяла ноосферную аналогию (νούς σφαίρα αναλογεί), утверждая, что мыслящий ум подобен сфере, которая имеет каждую точку одновременно началом и концом. Вместе с тем недостатком неоплатонического подхода была неразработанная антропология, отсутствие целостного учения о человеке, что препятствовало полноценному раскрытию представлений о ноосфере. Опираясь на христианское учение о единстве человечества и человеке как венце мироздания, греческая патристика своеобразно прояснила и усовершила античное философское понятие. Сферическое, кругообразное движение рассматривается здесь как подобие наиболее совершенного познавательного движения человеческого ума. Такое движение обладает предельной мерой сосредоточенности, и имеет наивысшие предметы познания, включая Бога. В этом движении формируется человеческое знание, охватывающее и проникающее сущее. Это «общее знание (γενικήν επιστήμην), которое в своем непрестанном движении окрест всего [бытия], осуществляемом в [процессе] ведения, никогда не выходит из самого себя, объемля все силой разума» (Прп. Максим Исповедник. Творения ТТ.1,2. Святоотеческое наследие. Т.2. М., 1993-1994. С. 337). Подобное знание имеет своим субъектом человеческий ум (νοῦς) и порождаемое им внутреннее слово (λόγος), что отражает в человеке божественный образ. Подобное знание исполняется через органы чувств, в соединении с которыми разум становится носителем уникальной способности к всеобъемлющему творчеству. Подобное кругообразно циркулируемое знание образует особую ноэтическую антропокосмическую сферу бытия, в которой человеческое мышление соприкасается с постигаемым им мирозданием, где человек творчески познает и осваивает сущее. См.: Le Roy, in “L’exigence idealiste et le fait d’evolution, P., 1927, p. 196. Initia philosophiae ac theologiae ex Platonici fontibus ducta, sive Procli Diadochi et Olympiodori in Platonis Alcibiadem Comment., ed. itemque ejusdem Procli Institutionem theologicam adjecit F. Creuzer. Voi. 1-3. Francoforti, 1820-1822.. ΙΙ, 103. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., 1995. 2-я часть Триады I. Ответ второй. 5.