Религии Древнего мира в их отношении к христианству.

0
126_big

Архимандрит Хрисанф

Религии Древнего мира в их отношении к христианству.

Автор:  Архимандрит Хрисанф

Годы выпуска: 1873-1875-1878

Издательство:  САНКТ-ПЕТЕРБУРГЪ.

Hrisanf_Religii_Drevnego_mira_01_1873

Hrisanf_Religii_Drevnego_mira_02_1875

Hrisanf_Religii_Drevnego_mira_03_1878

335

331

 Епископ Хрисанф (в миру Владимир Николаевич Ретивцев; 1832, село Еськи, Бежецкий уезд, Тверская губерния — 6 (18) ноября 1883, Москва) — епископ Русской православной церкви, епископ Нижегородский и Арзамасский.

Постригшись в монашество, преподавал основное и обличительное богословие в Казанской, потом нравственное богословие в Санкт-Петербургской духовной академии, был последовательно инспектором академии, ректором санкт-петербургской духовной семинарии, епископом астраханским и нижегородским. Он ввел в разработку богословской науки философско-исторический метод исследования, внесший большое оживление в господствовавшую дотоле схоластическую систему преподавания.

«Религии древнего мира в их отношении к христианству. Историческое исследование» — более обширная обработка соответствующего отдела из лекций по основному богословию. Это весьма крупное исследование, по мере появления своего в печати, вызывало много по большей части лестных рецензий не только в духовной, но и в светской повременной литературе;

«Каждую религию и религиозно-философскую доктрину», говорит о Хрисанфе профессор и историк Казанской академии П. В. Знаменский, «он брал прежде всего как историческое явление и изучал их происхождение и развитие на исторической почве современной им культуры и породившей их народности. Уже при одном таком генетическом исследовании данной системы выяснялись и ее историческое значение, и главные теоретические и жизненные черты ее внутреннего содержания.

Рассматривая затем самое это содержание, профессор прежде всего старался схватить главный жизненный нерв системы, ее основное начало и, выяснив его тоже главным образом при свете истории, освещал им уже всю систему, показывая весь ее внутренний механизм, определяя связь и взаимную зависимость между ее частями и выясняя значение каждой части.

Все это делалось им с увлекательным мастерством, которое обнаруживало в нем редкое в одном лице соединение богословско-философской эрудиции с историческою, абстрактного мышления с истинно-художественным талантом, сильного синтеза и дедукции с уменьем изучать и разбирать самые конкретные факты и с чутким психологическим и художественным анализом».