Принимать науку на веру

0

Наука, как нам часто говорят, это самая надежная форма знания о мире, потому что она основана на проверяемых гипотезах. А религия, напротив, основана на вере. Выражение «Фома неверующий» удачно иллюстрирует это различие. В науке здоровый скептицизм – профессиональная необходимость, а в религии вера без доказательства считается добродетелью.

Проблема такого четкого разделения на «непересекающиеся магистерии» («non-overlapping magisteria» (NOMA)), как Стивен Джей Гулд (Stephen Jay Gould) назвал науку и религию, в том смысле, что наука имеет собственную систему убеждений, основанную на вере. Вся наука исходит из предпосылки о том, что природа упорядочена рациональным и разумным образом. Нельзя быть ученым, считая Вселенную бессмысленной, беспорядочной свалкой всякой всячины. Когда физики проникают в глубины субатомной структуры или астрономы расширяют диапазон действия своих инструментов, они ожидают найти вспомогательный элегантный математический порядок. И до сих пор эта вера оправдывалась.

Самое изящное выражение рациональной постижимости космоса находится в законах физики, фундаментальных правилах действия природы. Законы гравитации и электромагнетизма, законы, которые регламентируют мир внутри атома, законы движения – все они выражены в чистых математических отношениях. Но откуда берутся эти законы? И почему они имеют именно такую форму?

Когда я был студентом, законы физики считались совершенно неприкосновенными. Дело ученого – говорили нам – открывать законы и применять их, а ни вникать в их происхождение. Законы воспринимались как «данное» – отпечатанное на Вселенной как клеймо изготовителя в момент космического рождения – закрепленное навеки. Поэтому, чтобы быть ученым, нужно верить, что Вселенная управляется надежными, неизменными, абсолютными, универсальными, математическими законами неизвестного происхождения. Нужно верить, что эти законы не подведут, что, проснувшись завтра, мы не обнаружим, что теплота движется от холодного к горячему, или скорость света меняется ежечасно.

Я часто спрашивал коллег-физиков, почему законы физики именно такие. Ответы были самые разные, от варианта «это не научный вопрос» до «никто не знает». Любимый ответ – «никакой причины нет – они просто такие». Идея о беспричинном существовании законов глубоко антирациональна. В конце концов, сущность научного объяснения того или иного явления состоит в том, что мир упорядочен логически и каждая вещь имеет свою причину. Если мы прослеживаем эти причины до самых основ реальности – законов физики – и не обнаруживаем причины, то наука превращается в посмешище.

Может ли грандиозное здание физического порядка, которое мы воспринимаем в окружающем мире, в конечном счете, опираться на бессмысленный абсурд? Если это так, то природа – чрезвычайно хитрый трюк: бессмыслица и абсурд под маской искусного порядка и рациональности.

Ученые издавна склонны отмахиваться от таких вопросов относительно источника законов физики, но сейчас настроение существенно изменилось. Отчасти причина в растущем признании того, что возникновение жизни во Вселенной и, следовательно, существование наблюдателей вроде нас, довольно ощутимо зависит от формы законов. Если бы законы физики были просто старым мешком правил, жизнь почти наверняка не существовала бы.

Другая причина введения законов физики в сферу научного поиска заключается в осознании, что то, что мы долго считали абсолютными и универсальными законами, может вовсе не быть фундаментальным, а чем-то вроде локальных внутренних правил. Они могут меняться в зависимости от места в мегакосмическом масштабе. Вид с высоты Бога может представлять огромное лоскутное одеяло из разных вселенных с разными наборами внутренних правил. В этом «мультиверсе» жизнь будет возникать только в лоскутках с биологически благоприятными внутренними правилами, так что не удивительно, что мы находимся во вселенной Златовласки – самой подходящей для жизни. Мы выбрали ее собственным существованием.

Теория мультиверса неуклонно приобретает популярность, но она не столько объясняет законы физики, сколько уклоняется от вопроса. Должен быть физический механизм, чтобы создать все эти вселенные и придать им внутренние правила. Этот процесс потребует собственных законов или метазаконов (meta-laws). Откуда они берутся? Проблема просто передвинулась на более высокий уровень – от законов вселенной до метазаконов мультиверса.
Таким образом, ясно, что и религия, и наука основаны на вере – а именно, на вере в существование чего-то вне Вселенной, вроде невыясненного Бога или невыясненного набора физических законов, а возможно, и громадного множества невидимых вселенных. Поэтому ни монотеистическая религия, ни ортодоксальная наука не могут дать полную оценку физического существования.

Эта их общая недостаточность неудивительна, потому что само понятие физического закона это, прежде всего, богословское понятие – факт, который может смутить многих ученых. Исаак Ньютон впервые получил идею абсолютных, универсальных, совершенных, неизменных законов из христианского вероучения о том, что Бог создал мир и упорядочил его рациональным образом. Христиане верят, что Бог поддерживает природный порядок извне Вселенной, а физики думают, что их законы обитают в абстрактной, трансцендентной сфере совершенных математических отношений.
И если христиане утверждают, что существование мира полностью зависит от Бога и никак не наоборот, то физики провозглашают аналогичную асимметрию: Вселенная управляется вечными законами (или метазаконами), а законы совершенно невосприимчивы к тому, что происходит во Вселенной.

Мне кажется, нет надежды когда-либо объяснить, почему физическая Вселенная такая, а не иная, пока мы сконцентрированы на неизменных законах или метазаконах, которые существуют беспричинно или ниспосланы Божественным провидением. Альтернативный подход – рассматривать законы физики и Вселенную, которой они управляют, как неотъемлемую часть единой системы (unitary system), включая их в общую объяснительную схему.

Иными словами, законы должны иметь объяснение изнутри Вселенной, без посредничества извне. Специфические элементы такого объяснения – дело будущего исследования. Но если наука не выдвинет проверяемую теорию законов Вселенной, то ее претензия на свободу от веры явно фальшива».

Пол Дэвис, 24 ноября 2007 г.
Темпе, Аризона

Пол Дэвис – директор исследовательского центра «Beyond» при университете штата Аризона и автор книги «Космический джекпот: Почему наша Вселенная самая подходящая для жизни».

Перевод А. А. Почекунина для портала http://metaparadigma.ru/
Оригинал публикации: The New York Times

Taking Science on Faith
By Paul Davies Nov. 24, 2007

Комментарий:
Позиция Пола Дэвиса представляет собой раскрытие глубинной смысловой взаимосвязи представления о Боге, управляющем мирозданием и представления о законе, также управляющем мирозданием. Следуя Полу Дэвису, рационально постижимый, разумный по своей сути закон природы, фиксируемый научным знанием, может быть укоренен и обоснован в деятельности высшего разумного Существа, утверждающего подобные законы.
Взаимосвязь между высшим разумным Принципом мироздания – Богом, с одной стороны, и рациональными законами природы, с другой, очевидна.
С точки зрения истории науки понятие закона природы имеет теологическое происхождение. Вместе с тем Пол Дэвис значительно ограничивает христианское богословие представлениями исключительно о трансцендентном Боге, лишь извне управляющем миром.
Богословие имманентного Бога, присутствующего в мире Своими энергиями для автора, по сути, остается неизвестным. Такое богословие дается преимущественно Восточными Отцами Церкви, исходящими из истины наиреальнейшего присутствия Бога в мире Своими действиями-энергиями, в каждой из которой является весь Бог, которые и есть Сам Бог.

В таком случае законы не просто ниспосланы Божественным провидением извне, но отражают реальность Божественной деятельности в мире. В таком случае мы уже имеем искомую Полом Дэвисом единую систему и схему объяснения внутри самой Вселенной, а обращение к Богу уже не сводится к простой идее внешнего посредничества.

Всемогущий Бог предстает не как «Бог пробелов» или «Бог белых пятен» (англ. God of the gaps), а как подлинно всеобъемлющее и вездеприсутствующее Существо — неотъемлемая суть жизни тварного бытия, ибо «мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28), «все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки» (Рим. 11:36).

С. В. Посадский
Кандидат философских наук

Комментарий:
Как всегда Пол Дэвис ставит правильные вопросы. Вместе с тем его статья отдает некоторой наивностью. Эта наивность проявляется в том, что он, по сути, пытается дискурсивно обосновать исходные мировоззренческие аксиомы. Само существование науки основано на существовании неизменных законов. Если бы законы менялись, никакой науки не существовало бы, и нам не пришлось бы, в принципе, говорить о каких бы то ни было законах. Не нравится идея неизменных законов – забудь о науке. Другое дело, что идея неизменных законов приводит к очень любопытным следствиям.
Ну, например… Если проследить за развитием Вселенной с самого начала, с момента Большого взрыва, и если считать, что ее эволюция происходила согласно неизменным законам, то отсюда сразу следует, что во Вселенной, по сути, ничего не происходит. Просто прокручивается некая пленка, которая производит некий фильм, участниками которого мы являемся.
Детерминизм – страшная вещь. В самом начале все, что было, есть и будет, уже содержалось в начальных условиях и неизменных законах мироздания. Если бы законы мироздания были классическими законами Ньютона, то не было бы и свободы для творения. К счастью всемилостивый Господь придумал законы квантовой механики, по которым мы и живем. Согласно этим законам детерминированным оказывается мир потенциальных возможностей Вселенной и каждой твари. А выбор актуального пути в мире потенциальных возможностей – это прерогатива самой твари. Но, все равно, поскольку мир потенциальных возможностей уже был задан в самом начале истории Вселенной, то и человек уже существовал в потенции в момент Большого взрыва.

Н.А.Соловьёв
Кандидат физико-математических наук

Об авторе
Пол ДэвисПол Дэвис (Paul Davies) — британский физик-теоретик, занимается космологией и астробиологией. Спектр исследовательских интересов Дэвиса необычайно широк — от происхождения и эволюция Вселенной, до свойства черных дыр, природы времени и квантовой механики. Пол Дэвис лауреат многочисленных научных премий, в том числе Темплтоновской премии (1995) и премии Майкла Фарадея, присуждаемой Королевским Обществом (2002). Дэвис — автор и соавтор 27 книг. Начиная с 80-х годов Дэвис опубликовал серию научно-популярных книг, ставших бестселлерами в своей области. В России хорошо известна его книга «Суперсила». Одна из его последних книг — Cosmic Jackpot: Why Our Universe is Just Right for Life («Космическая рулетка: почему в нашей Вселенной возможна жизнь», 2007), а также: «Проект Вселенной. Новые открытия творческой способности природы к самоорганизации» (2009).

 

 

image001

Проект Вселенной — Пол Дэвис

Создание Вселенной обычно представляется как внезапное событие, произошедшее в далеком прошлом. Такую картину поддерживают как религия, так и научные свидетельства о Большом взрыве. Эта простая идея, однако, скрывает то, что Вселенная никогда не переставала быть созидательной.

Пол Дэвис. ПРОЕКТ ВСЕЛЕННОЙ. Новые открытия творческой способности природы к самоорганизации
(серия «Богословие и наука»). — 2-е изд. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2011. — XXIV+ 254 с.

Глава 1. План для космоса
Глава 2. Пропавшая стрела
Глава 3. Проблема моделирования
Глава 4. Хаос
Глава 5. Картография неправильного
Глава 6. Самоорганизация
Глава 7. Жизнь: ее природа
Глава 8. Жизнь: ее происхождение и эволюция
Глава 9. Разворачивающаяся вселенная
Глава 10. Источник творения
Глава 11. Организующие принципы
Глава 12. Квантовый фактор
Глава 13. Разум и мозг
Глава 14. Существует ли план?

Описание: Труд известного физика-теоретика и популяризатора науки Пола Дэвиса адресована читателю, интересующемуся серьезными мировоззренческими вопросами, важнейшим из которых является понимание роли и места человека во вселенной. Автор рассказывает о важных открытиях второй половины ХХ века в области физики, математики и биологии ясным и доступным для широкой аудитории языком. К очевидным достоинствам книги нужно отнести не только несомненную эрудицию автора в разных областях знания — математике, космологии, квантовой физике, физике элементарных частиц, биологии и синергетике, — но и открытость к обсуждению проблем, традиционно относящихся к области богословия. Пол Дэвис, основываясь на новейших достижениях естественных наук, находит определенное концептуальное решение этих проблем и подводит читателя к неожиданным философским обобщениям.
________________________________________

Пол Дэвис. ПРОЕКТ ВСЕЛЕННОЙ. ОБЗОР

Книги автора

• 1974 The Physics of Time Asymmetry, University of California Press, Berkeley, California.
• 1978 The Runaway Universe, Penguin Books.
• 1979 Stardoom, Harper Collins Publishers Ltd.
• 1980 Other Worlds, Touchstone/Simon and Schuster.
• 1981 The Edge of Infinity, Penguin USA.
• 1982 The Accidental Universe, Cambridge University Press.
• 1982 Quantum Fields in Curved Space, (with N.D. Birrell), Cambridge University Press.
• 1983 God and the New Physics, Simon & Schuster.
• 1984 Superforce, Touchstone.
• 1984 Quantum Mechanics, (with David S. Betts), 2nd edition, CRC Press, 1994.
• 1986 The Ghost in the Atom, Cambridge University Press.
• 1987 The Cosmic Blueprint, Simon & Schuster.
• 1988 Superstrings: A Theory of Everything, Cambridge University Press.
• 1991 The Matter Myth, Simon & Schuster.
• 1992 The Mind of God, Simon & Schuster UK.
• 1994 The Last Three Minutes, Basic Books.
• 1995 Are We Alone?, Basic Books.
• 1995 About Time: Einstein’s Unfinished Revolution.
• 1998 The Fifth Miracle: The Search for the Origin and Meaning of Life. New York: Simon and Schuster.
• 2002 How to Build a Time Machine, Penguin Books.
• 2003 The Origin of Life, Penguin Books.
• 2007 The Goldilocks Enigma, also under the title Cosmic Jackpot, Houghton Mifflin Harcourt.
• 2008 Quantum Aspects of Life (eds. Derek Abbott, Paul C. W. Davies, and Arun K. Pati, with foreword by Sir Roger Penrose), Imperial College Press.
• 2010 The Eerie Silence, Houghton Mifflin Harcourt.
• 2010 Information and the Nature of Reality: From Physics to Metaphysics, Cambridge University Press.

Другие книги на русском с участием автора:

image002

 

Эллис Дж.(соавтор Хокинга С.), Дэвис П., Дайсон Ф.Дж. и др.
Далекое будущее вселенной. Эсхатология в космической перспективе. 2012.

 

 

 

image003

 

Барроу Дж., Дэвис П., Харпер Ч. мл. Посвящ.: Уилер Дж.А. (Ред.).
Наука и ПРЕДЕЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: квантовая теория, космология и сложность. 2013.

 

 

image004

 

Эбботт Д., Дэвис П., Пати А. (Ред.).
Квантовые аспекты функционирования биологических структур.
2014.