Позитивная философия и сверхчувственное бытие

0

12Автор: Никанор (Бровкович), архиеп.

Название: Позитивная философия и сверхчувственное бытие. Т. 1-2

Издательство: С.-Петербург, тип. товарищества «Общественная польза»

Год: 1875

Никанор (Бровкович), епископ — Позитивная философия и сверхчувственное бытие. Т. 1-2 — 1875

Никанор_(Бровкович) Александр Иванович Бровкович (1826 — 1890) родился в семье священника Могилёвской епархии. Учился в Санкт-Петербургской духовную семинарии и академии. В 1850 году пострижен в монашество. В разные годы был ректором Рижской и Полоцкой духовных семинарий, а также Казанской духовной академии. Доктор богословия («Разбор римского учения о видимом (папском) главенстве», 1869). Епископ (1871) и архиепископ (1886).
Автор многочисленных трудов духовно-нравственного и богословского содержания. Особняком в творческом наследии еп. Никанора стоит исследование «Позитивная философия и сверхчувственное бытие» (в 3-х томах), посвященное разбору и критике гносеологического позитивизма и критицизма.

Предисловие
Оглавление. Т. 1
Введение
Часть первая. О знании объективном. Все ли чувственное, чувством постигаемое, объективно.
Глава I. О внешнем чувстве
Глава II. О чувстве внутреннем
Глава III. Что в сфере душевных деятельностей и сил должно назвать чувством.
Глава IV. Есть ли, в показаниях внутреннего душевного чувства, что-либо обще-субъективное.
Глава V. Отношение высшего душевного чувства к низшим, внутреннему органическому и внешнему
Глава VI. Возможно-связный ответ на вопрос: все ли чувственное объективно.
Глава VII. Возможна ли истина миросозерцания именно-объективная, адекватная объекту, действительному образу миробытия.
Глава VIII. Какими приемами и способами человек строит неподвижное миросозерцание, среди абсолютной движимости во вселенной.
Часть вторая. О реальном, о реальном знании. Все ли чувственное реально и все ли реальное чувственно.
Глава IX. Историческая постановка вопроса о том, что такое реально, что действительно существует
Глава X. Естественный переход от реального, по разумению философии позитивной, к реальному материально-атомистическому
Отдел I. Существуют ли атомы, как субстрат вещества.
Глава XI. В решении вопроса о бытии атомов, как субстрата вещества, нужно придерживаться признанных естественно-научных выводов
Глава XII. Атомы не существуют, по взгляду и химиков
Глава XIII. Взгляд метафизика — атомиста
Глава XIV. Теория Д.С. Милля о непознаваемости атомов, как последней сущности вещества, как и всяких сущностей вообще
Глава XV. Критический обзор вышеизложенных учений о бытии атомов, как реальной основы сущего
Глава XVI. Распределение молекул и атомов в телах сложных
Глава XVII. Рассмотрение того же вопроса, о бытии атомов, с философской точки зрения
Глава XVIII. Простые бытия Фехнера
Отдел II. Существует ли вещество само в себе. Существует ли внешний мир.
Глава XIX. Понятие об относительности человеческого знания
Глава XX. Третья форма философского учения, об относительности нашего знания
Глава XXI. Итог обзора, представленных в кратком очерке у Д.С. Милля, новейших философских учений об относительности человеческого знания
Глава XXII. Критический анализ теории Д.С. Милля, определяющей возможную меру наших знаний
Глава XXIII. Сущность теории Д.С. Милля
Глава XXIV. Доказал ли Милль, что доверие к внешнему миру не есть внутренноусматриваемое, но приобретенный продукт.
Глава XXV. Прирожденность основ нашего мышления и познания, доказываемая системами крайних эмпириков позитивистов: Кабаниса и Дарвина
Глава XXVI. Прирожденность, или наследственная передача между людьми не только инстинктивных знаний, но и умственного склада, по физиологии Д.В. Дрэпера
Глава XXVII. Отрицание прирожденности основных форм умственной деятельности есть явление, в наши дни странное
Глава XXVIII. Даже Ульрици как будто отрицает прирожденность идей и всяких представлений
Глава XXIX. Критическое обсуждение воззрений психолога Вундта на тот же предмет
Глава XXX. Результат исследования о прирожденности основ нашего мышления и познания, и, прежде всего, о прирожденности доверия к внешнему бытию
Отдел III. Что в мире существует. Что в нем реально. Если следовать так называемой психологической (не интроспективной) позитивной школе и экспериментально-индуктивному методу, то ничто не существует
Глава XXXI. Результаты предыдущего исследования
Глава XXXII. Ответ позитивной психологии на тот же вопрос: принадлежат ли веществу и в какой мере принадлежат чувственные свойства
Глава XXXIII. Если последний критерий истины поставить в свидетельстве наших внешних чувств, — то этот критерий убеждает нас в несуществовании внешнего мира и самого вещества
Глава XXXIV. Логически верное выяснение безысходности того же логического круга у Вундта
Глава XXXV. Современный научный метод, уничтожая границу между родами и видами, стремится к уничтожению, с одной стороны, индивидов также, как и видов и родов, а с другой, не только индивидов, но и частей их до атомов
Глава XXXVI. И атом дробится на части вдвойне, как и бытие, и представление
Глава XXXVII. И материя с рассудочно аналитической точки зрения, как суррогат внешне-чувственных впечатлений не существует
Глава XXXVIII. Выводы из предыдущего относительно небытия объектов, соответствующих общим понятиям, как и индивидов, атомов и самой материи
Позитивная философия и сверхчувствительное бытие. Т. 2

Оглавление. Т. 2
Отдел IV. Знание наиболее реальное, как и объективное, заключается в идеях
Глава XLII. Вывод из предыдущего исследования
Глава XLIII. Мир некогда существовал не только без человека, но и без животных
Глава XLIV. Не отождествляем ли мы истину с рассудком отвлеченным.
Глава XLV. Произведение действительного существования из абсолютного бытия
Глава XLVI. Перевод математических антиномий на язык метафизики
Глава XLVII. Приложение математических и метафизических основоположений
Глава XLVIII. Подтверждается ли бытие абсолютное какими-либо естественно-научными данными.
Глава XLIX. Сведение в один обзор тех фактов, какими бытие абсолюта подтверждают естествоведение и позитивизм
Глава L. Существует ли что-либо кроме атомов и абсолюта.
Глава LI. Идеи-формы, предшествуют всяким образованиям
Глава LII. Современная наука склонна принять и другое положение
Глава LIII. Для нашего сознания
Глава LIV. Имеют ли чувства и смысл бессловесные животные
Глава LV. По Г. Спенсеру, духовные силы подходят под общие законы эквивалентности сил
Глава LVI. Что из этих воззрений мы принимаем, что допускаем с ограничением и что отвергаем.
Глава LVII. Можно ли согласиться с Сеченовым в том, что психические явления суть те же соматические.
Глава LVIII. Должно ли из области психической решительно исключить все неверные акты, какие только не озарены сознанием.
Глава LIX. Можно ли различать в душе животных подобное же разделение разума сознанного и несознанного.
Глава LX. Как разум бессознательный переводится в сознательный.
Глава LXI. Сопоставление теорий Карпова и Клода Бертора
Глава LXII. О разуме теоретическом и практическом и переходе первого в последний
Глава LXIII. Разъяснение этого основоположения в области существ, стоящих ниже человека
Глава LXIV. Аналогия между разумом человеческим и животным
Приложение и заключение
Глава LXV
Глава LXVI
Глава LXVII
Глава LXVIII
Глава LXIX
Глава LXX
Глава LXXI