Олесницкий М. Нравственное богословие.

0

Автор: Олесницкий М.
Название. Нравственное богословие.

Издательство: Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы
Год: 2001

Олесницкий М. — Нравственное Богословие — 2001

1 5 4

Репринтное переиздание труда 1904 года, профессора Киевской Духовной Академии, доктора Богословия М. Олесницкого.

oles

М. Олесницкий

Маркеллин Алексеевич Олесницкий (1848 — март 1905) — российский богослов, преподаватель и духовный писатель.

Родился на Волыни в семье священника. Образование получил в духовном училище и затем в духовной семинарии. В 1869 году стал студентом Киевской духовной академии. Окончил это учебное заведение в 1873 году, был на своём курсе лучшим по успеваемости и по этой причине был оставлен преподавать в академии на кафедре нравственного богословия и педагогики. В 1883 году получил звание экстраординарного профессора нравственного богословия, в 1904 году, за несколько месяцев до кончины, стал доктором богословия за исследование «Из системы христианского нравоучения» (Киев, 1896). Никогда не был женат.

Главные труды: «Книга Екклезиаст» (магистерская диссертация, Киев, 1873), «История нравственности и нравственных учений» (Киев, 1882—1886), «Нравственное Богословие или христианское учение о нравственности» (Киев, 1892), «Из системы христианского нравоучения» (Киев, 1896), «Курс педагогики. Выпуск I. Теория воспитания» (Киев, 1885); выпуск II. «Теория обучения» (там же, 1887) и другие работы. Ему же принадлежит «Нравственное богословие или христианское учение о нравственности» (3-е издание — Киев, 1901).

«Как в физической природе господствует всеобщий и неизменный закон, производящий повсюду порядок и красоту, так и в мире духовном, и в частности в области человеческой жизни, господствует такой же всеобщий и неизменный закон, устанавливающий повсюду порядок и производящий благо. Оба закона имеют свое основание в святой, всемогущей и благой воле Бога. Но если в физической природе закон осуществляется с необходимостью, то в человеческой жизни он исполняется свободно. Там принужденность и неизбежность, а здесь обязательство (т.е. повеление без принуждения). Свободное или добровольное исполнение обязательств, налагаемых на нас законом или волей Бога, как Творца и как Искупителя нашего, называется нравственностью или нравственной жизнью, точнее — христианской нравственностью.
Эта нравственность и составляет предмет Нравственного Богословия, которое есть наука, во-первых, о нравственном Божием законе и проистекающих из него частных обязанностях христианина, а во-вторых — о соответствующей закону нравственной жизни и о частных добродетелях христианина.
От добровольного исполнения нравственного закона зависит личное или высшее достоинство человека — лучшее его украшение. Ни высокий ум, ни блестящий художественный талант, ни житейское благоразумие, ни, тем более, физическая сила не в состоянии заполнить глубокий недостаток человека при отсутствии в нем доброй нравственности. И только доброе направление воли сообщает истинное значение и достоинство остальным способностям (уму, эстетическому таланту и т.д.), а также человеческим произведениям в мире (науке, искусствам, промышленности т.д.)»
Проф. М. Олесницкий