Образы человека, России и Евразии в Молдавском Просвещении.

0

Посадский А.В., Посадский С.В.

 

Известно, что Молдавское Просвещение 17 – 18 веков оказало стратегическое влияние на развитие Евразии. Оно имело всеевразийское значение. Оно явило собой творческое продолжение линий Просвещения Византийского. Наследуя вселенские византийские традиции, оно раскрывало универсальные духовные принципы. Молдавское Просвещение являлось евразийским феноменом, оказавшим существенное влияние на созидание культурной Евразии как глобального ценностного пространства вбирающего Европу и Азию. Оно отразило развитие евразийских духовно-интеллектуальных элит и во многом опередило стратегический вектор их ценностного формирования.

Четыре взаимосвязанные идеи со всей полнотой раскрываются Молдавским Просвещением. Речь идет об идее духовного гуманизма (утверждающего возвышенную этику человеческого достоинства, ценностно насыщенный, культурный патриотизм), идее христианского эллинизма (эллинизма, преображенного православной духовностью), евразийской идее (означающей глубокое взаимодействие культур Европы и Азии на глобальных евразийских просторах, выступающее основанием всех форм сотрудничества между странами и народами), идее высокого гуманистического призвания России.

Молдавское Просвещение оказало существенное влияние на развитие России. Оно не было каким-то внешним фактором, воздействовавшим на жизнь России. Оно прочно вошла в ее культурный мир как неотъемлемая составляющая. Его представители внесли серьезный вклад в осмысление призвания Российского государства, философию России.

В целях раскрытия указанных тезисов обратимся к творчеству двух выдающихся представителей Молдавского Просвещения.

Николай Спафарий (Николае Милеску-Спэтару, 1636, Милешть, уезд Васлуй, Молдавское княжество – 1708, Москва) – известный российский и молдавский политический деятель, дипломат,  учёный, православный богослов, философ, географ. Это человек, который в своей интенсивной деятельности воплотил идею евразийской интеграции. Он посвятил свою жизнь развитию российско-молдавских духовных и общественно-политических связей, глубокому изучению уникальных культурных миров евразийского пространства во имя формирования евразийских интеграционных процессов. Помимо молдавского, Николай Спафарий владел следующими языками: русским, латынью, греческим (включая древнегреческий), турецким, итальянским, китайским, французским и шведским. Им было осуществлено исследование Сибири и Забайкалья. Именно он составил первое детальное описание Байкала и Амура.  Николай Спафарий руководил посольством России в Пекине (1675—1678). При этом он глубоко изучал китайскую культуру и язык. На его изыскания опирались католические ученые и миссионеры в Китае. Им был дан анализ конфуцианства как направления общественной мысли, воздействовавшего на все стороны жизни страны («Философия же у них есть древняя, написана толко та, которая научает добрыя нравы имети, и о всяких добродетелех добре они написали, и всяко труждаются к тому, как лучше народ правити»(1)), принципов китайской трудовой этики. Николай Спафарий осуществлял подготовку посольства Фёдора Головина в Китай (1688—1689). Ему принадлежат такие трактаты как «Описание Китая», «Путешествие через Сибирь до границ Китая», «Путевые заметки» и др.. Его «Книга иероглифийская» посвящена глубокому осмыслению принципов иероглифического письма и в тоже время раскрытию символики барокко. Она свидетельствует о  Николае Спафарии как выдающемся востоковеде, историке и философе культуры, развивавшем культурные связи и восстанавливавшем связь времен.

Николай Спафарий являлся также антиковедом, глубоким знатоком культурной и религиозной жизни античного мира. В сочинении «Книга о сивиллах» он анализирует (в христианской перспективе) предсказания всех известных античных пророчиц сивилл. Его ученый трактат «Книга избраная вкратце о девятих мусах и о седмих свободных художествах» ( был подготовлен для воспитания и обучения царских детей ) нес глубокую информацию об античной мифологии и интеллектуальной традиции. Николай Спафарий в своих трактатах апеллирует к греческой философии. В эстетических работах им широко используется античная мифология. При этом конечно речь идет о христианской рецепции античной культуры.

Николай Спафарий принадлежит к целому направлению молдавско-российской интеллектуальной традиции, внесшей неоценимый вклад в формирование учения о «Москве — Третьем Риме», в осмысление российской государственности, российского историко-культурного пути. К сожалению, малоизвестно, что многие выдающиеся молдавские интеллектуалы были творческими продолжателями дела монаха Псковского Елеазарова монастыря Филофея (ок. 1465—1542), раскрывшего идею «Москва — третий Рим» в своих сочинениях.

В работе Николая Спафария «Хрисмологион, или Даниила пророка откровение на сон Навуходоносора и о четырех монархиях», а также в трактате «Василиологион» Россия рассматривается в контексте преемственного развития Ассиро-Вавилонского, Мидо-Персидского, Македонского и Римского царств. Она – легитимный продолжатель исторического дела Византии (Рима).

В чем же состоит миссия России?  В контексте всего наследия Николая Спафария, справедливое мироустройство означает сотрудничество суверенных народов и государств, их взаимное культурное обогащение. Справедливое мироустройство недостижимо при мировой гегемонии одной страны или народа. Стремление к мировой гегемонии всегда оборачивалось захватническими войнами, порабощением народов и стран, которое порождало справедливые освободительные войны. Претензии на мировое владычество находили отпор со стороны свободолюбивых народов. Свобода – великая духовная ценность, ради которой стоит жить и которую необходимо отстаивать при угрозе стремления к мировой гегемонии одной силы.

Россия – свободолюбивое государство, которое непреклонно отстаивало свой суверенитет и которое способно дать достойный ответ любым претендентам на мировое господство. «И паки знаменательно есть, — говорит Спафарий, — яко никогда народ северный никому покорися, но от начала мира даже до ныне своих монархов имях. Обаче не един из северных стран в толикой силе, и державе владетель обретеся, яко великий наш монарх российский»(2). Призвание России – миростроительное и прогрессивное. Она должна сдерживать попытки установления мирового господства, пресекать попытки порабощения стран и народов, останавливать мировые захватнические войны. Россия призвана содействовать сбережению мира, где все народы участвуют в культурном развитии, внося в него свой неповторимый вклад. При этом внутреннее развитие страны должно отвечать высоким культурно-нравственным стандартам.

Говоря современным политологическим языком, с позиции Николая Спафария, Россия призвана предотвращать несправедливые сценарии однополярной глобализации, выступая за глобализацию многополярную. Защита свободы, достоинства и суверенитета народов и стран, всестороннее содействие миросозиданию – высокое гуманистическое призвание России, ее евразийская гуманистическая миссия.

Дмитрий Кантемир (1673, Молдавское княжество — 1723, Российская империя) – выдающийся государственный деятель, ученый, мыслитель России и Молдавии. Дмитрий Кантемир — Господарь Молдавского княжества (1693, 1710—1711), Светлейший князь России (с 1711), член Берлинской академии наук. В его творчестве органически сочетаются идеи гуманизма, христианского эллинизма и евразийства. Дмитрий Кантемир владел турецким, персидским, арабским, греческим, латинским, итальянским, русским, румынским и французским.

Дмитрия Кантемира справедливо считают первым российским востоковедом. Он являлся выдающимся османистом, балканистом, исламоведом, арабистом, тюркологом, иранистом, суфиологом, кавказоведом.    Д.Кантемир был не просто исследователем культур народов Востока. Он внес вклад в их развитие. Он был музыковедом, создавшим в Турции систему нот, существовавшую до конца XVIII в. Д.Кантемир обучал турецких музыкантов теоретической музыке, сотворил более тридцати турецких музыкальных произведений (среди них знаменитый «Марш Баязета», бывший турецким национальный гимном). Им очень высоко оценивалась культурная жизнь азиатских стран. В своем творчестве он синтезировал европейскую и азиатскую культуру. Для примера можно указать на такое художественное произведение как «Иероглифическая история» и этюды о Ходже Насреддине. Всемирно известна его фраза: «Смело могу рещи, яко восточные племена ничемже нижшие суть западных»(3).

Дмитрий Кантемир был разработчиком теории всемирного значения эллинизма, глобализации греческой культуры. В «Истории Оттоманской империи» он отмечал огромный вклад эллинов в развитие человеческой цивилизации. Он констатирует, что «Греция уже больше не находится в Греции»(4). Исторически греческая культура вышла далеко за пространственные пределы страны. «Я не называю греками тех, кто родились или рождаются в Греции, а тех, кто усвоили науки и цивилизацию эллинов», — писал Кантемир (5). Для Кантемира значимо творческое соучастие в греческой культуре стран и народов, отождествляемой им с сопричастием к началам цивилизации как таковой и творческим формированием этих начал.

В греках он видит благородный народ. Под благородством он понимает стремление к знанию и добродетелям, нравы и ученость, сочетание образования и воспитания. Благородство приобретается посредством духовного развития. Здесь мы сталкиваемся с христианской гуманистической идеей. Христианский гуманизм опирается на античное наследие. Это объясняет акцентирование значения античной культуры Кантемиром. Христианский гуманизм особым образом преображает античность, восполняя ее возвышенными духовными ценностями. Античная  идея человека восполняется целостной антропологией христианства, восприятием человеческой персоны в единстве интеллектуальной, сердечной и нравственной жизни. В творчестве Кантемира раскрывается гуманистическая идея подлинного благородства, воплощенного в таких универсальных явлениях как цивилизация, наука, культура и добрые нравы. Благородство отражает величие человека,  занимающего господствующее положение в природе и призванного обратить ее силы на пользу себе. При этом овладение миром неотделимо от самопознания и нравственного самосовершенствования. Гуманистические идеи Д. Кантемира отражают творческий всплеск христианского гуманизма в молдавской культуре конца XVII —XVIII веков. Гуманистические идеи Д. Кантемира опираются на православные ценности, традиции христианского эллинизма, тождественные византинизму. Недаром один из исследователей творчества Д.Кантемира справедливо утверждал, что его мировоззрение раскрывает «почти мистическую преданность православию и… приверженность всему византийскому наследию»(6).

Д.Кантемир – творческий продолжатель теории псковского монаха Филофея. Д.Кантемир считал, что ключевые события человеческой истории вершатся в глобальных многонародных государствах: Персидском, империи Александра Македонского, Римском и Российском.

 

Россия – законный преемник предшествующих глобальных держав и высшая ступень их развития. Россия принадлежит исключительная роль в раскрытии самой идеи глобального государства. Она призвана к интенсивному развитию научно-технического прогресса, росту научного знания. В тоже время Россия — «благочестивая империя», призванная к раскрытию добродетелей и высоких нравов. Перед Россией, тем самым, ставятся задачи во многом идентичные тем целям, которые ставятся перед  человеческой персоной: как большой исторический субъект она призвана к целостному развитию. Ее задача — воплотить гуманистическую идею единства цивилизационных начал и  добрых нравов. Миссия России – быть носителем высоких начал гуманизма, утверждающего духовное достоинство человека, целостное развитие личности, народов и стран, развитие, гармонично связывающее цивилизационный прогресс и духовно-нравственные ценности.

 

Молдавское Просвещение имело огромное значение для формирования ценностных стратегий и культурных практик евразийского пространства. Оно содействовало утверждению фундаментальных ценностных парадигм на просторах Евразии. Речь идет о культурном патриотизме, личной свободе в неразрывности с социальным служением, целостном развитии суверенной личности и народа, глубинном взаимопроникновении культурных традиций, культурной интеграции, многополярной глобализации. Молдавское Просвещение увидело Евразию как глобальный культурный континент, как большое ценностное пространство – пространство больших идей и духовных смыслов. Для его деятелей Евразия выступает целостностью исторических связей и коммуникативных линий. Она предстает сетью духовных связей и вызревших исторически форм диалога. Для его деятелей укорененные в истории межкультурные коммуникации – способ существования взаимодействующих культур, способ бытия культуры, неотделимый от ее ценностно-смыслового содержания, ее сути. Устойчивые духовные связи — органические составляющие евразийских традиций. Культурные связи — глубокие традиции евразийского мира. Молдавское Просвещение продемонстрировало, что культурное взаимодействие и интеграция выступают  важным фактором стабильного и безопасного развития Евразийского континента. Оно сформулировало идею высокой гуманистической миссии России.

 

Примечания

       1.Спафарий Н. Г. Описание первыя части вселенныя именуемой Асии, в ней же состоит Китайское государство с прочими его городы и провинции. Казань, 1910. С.42

  1. Спафарий Н. Г. Хрисмологион. Рукопись. Государственная библиотека им. В. И. Ленина. Отдел рукописей, фонд Румянцевский, шифр 465. С.33
  2. Наследие Дмитрия Кантемира и современность. Кишинев, 1976. С.114
  3. Cantemir D. Istoria imperiului ottomanu. Crescerea si scaderea lui. Bucuresti, 1876–1878. C.97
  4. Cantemir D. Istoria imperiului ottomanu. Crescerea si scaderea lui. Bucuresti, 1876–1878. C.97
  5. Djuvara N. M. Demetrius Cantemir philosophe de l’histoire. — «Revue des etudes roumaines» (Paris), 1974, vol. XIII–XIV. C. 83