Капитан Александр Пышкин: «Кругосветка – это серьёзно»

0

С капитаном Александром Вячеславовичем Пышкиным корреспондент «КВ» познакомилась накануне отправления океанографического судна «Адмирал Владимирский» во вторую кругосветную экспедицию в ноябре 2015 года. Тогда на корабль приехали шефы, привезли кучу подарков. Встреча затягивалась, но, несмотря на то, что у капитана Пышкина наверняка было много дел – наутро судно на полгода отправлялось к берегам Антарктиды – он был приветлив, улыбчив и спокоен. И как-то сразу стало понятно, что он такой всегда, в любой ситуации: ровный, надёжный человек, хорошо знающий своё дело.

До того как отправиться в Антарктиду, ОИС «Адмирал Владимирский» прошло испытание в северных широтах.
– Наш «Владимирский» 1975 года постройки, и чтобы он смог пройти и провести исследования в дальних районах Земного шара, в 2014 году была проведена модернизация корабля. Он стоял на ремонте на Канонерском заводе, там судно в тысяче точек проверили ультразвуком, главный двигатель разобрали буквально по винтику. Сняли старое оборудование, заменили радиолокационные станции, – рассказывает Александр Вячеславович. – Но люди были ещё не готовы, мы ведь пережили значительное сокращение. Из 134 членов экипажа осталось лишь 55 человек – это при трёхсменной вахте. До кругосветки мы ходили только по Балтике, так что надо было сформировать экипаж.
Первое кругосветное плавание проходило с августа 2014 года по январь 2015 года. Тогда «Владимирский» пересёк Тихий океан, Атлантику и через Панамский пролив вернулся на родину. Во время похода в Арктику моряки посетили Тикси, Диксон, Североморск, Певек. Зашли в Петропавловск-Камчатский и Владивосток. Для многих членов команды это был первый поход такой длительности и сложности. Самым трудным для экипажа оказалось отсутствие связи с землёй, с родными людьми. На корабле не было интернета. И сотовый телефон – только для служебных целей. Это странно звучит в 21 веке.
– Видимо, причина – статус секретности, хотя и не очень понятно, зачем это нужно. Если командир похода разрешал кого-то на большой земле поздравить с днём рождения по служебному телефону, это была великая радость.

Второй раз в кругосветное плавание «Адмирал Владимирский» отправился из Кронштадта туманным и пронизывающе-холодным утром 2015 года. Во время перехода предстояло провести комплексные океанографические исследования. Маршрут судна проходил по Балтийскому, Северному морям. Далее через пролив Ла-Манш «Адмирал Владимирский» вышел в Атлантический океан, затем, минуя Гибралтар, Средиземное море, Суэцкий канал, – в Индийский океан. Кстати, это было первое прохождение судна через новое русло Суэцкого канала. Затем – плавание вдоль берегов Сейшельских островов, Мадагаскара. Обогнув южную оконечность Африки, ОИС «Адмирал Владимирский» вошло в моря Антарктиды. Здесь исследователи выполнили основную часть научной программы.
– Ко второму походу нам на шесть единиц увеличили штат – до 83 человек. Этого всё равно было мало для проведения исследований, но стало легче, и люди поверили в свои силы. Конечно, коллектив обновился больше чем наполовину. С новичками надо было работать, воспитывать и учить. К сожалению, молодёжь разбегается: трудно, маленькие зарплаты. Остаются люди, которые давно работают на корабле, дорожат им. Это костяк команды. А ведь при всех трудностях похода в нашем деле много плюсов: человек видит новые горизонты, назначает себе новые рубежи. Есть время подумать, что-то осмыслить. Ну и потом: 11 африканских стран! Как их можно ещё увидеть?
У меня столько осталось впечатлений! Мы были на Мадагаскаре, где к нам на корабль приезжал президент страны. Наш корабль посетили семь послов африканских стран. И в каждом порту нас ждали экскурсионные автобусы, чтобы показать местные достопримечательности.

Кронштадт. 15 апреля 2016. На часах 10.30. Со стороны Петровского парка доносится музыка и барабанная дробь. «Адмирал Владимирский» в сопровождении буксиров приближается к пристани. На Усть-Рогатке родственники и друзья тех, кто возвращается из кругосветного плавания, журналисты, в том числе и корреспондент «Кронштадтского вестника».
И строй военных моряков.
Больше пяти месяцев длился морской поход. Кронштадт встречает судно в лучах апрельского солнца – погода не подкачала. Экипаж выстраивается на палубе. В толпе на пристани встречающие узнают родных, машут букетами и флагами.
– Наши моряки продолжили дело Михаила Лазарева и Фаддея Беллинсгаузена, которые встали в один ряд с Магелланом и Колумбом, открыв Антарктиду, – обращается к экипажу судна заместитель главкома ВМФ Александр Кондратенко. Экспедиция продолжалась более пяти месяцев. Участники похода осуществили десятки тысяч километров маршрутных промеров глубин на разных широтах, в том числе и в морях, омывающих Антарктиду. Военные гидрографы провели комплексные исследования трёх морских районов и пяти антарктических морей. Результаты этих исследований были представлены научной общественности страны. Сегодня ясно – это прорыв в истории российского мореплавания
и продолжение славных традиций Военно-морского флота страны.

Но ведь была ещё и другая сторона похода: личные впечатления, эмоции и открытия, в том числе и у капитана Александра Пышкина, несмотря на его занятость и огромную ответственность за людей и судно.
– Ну, я не один отвечал, рядом были коллеги. Начальником похода был Дмитрий Пунтус, опытный морской офицер. Замечательно, что с нами ходил батюшка. Отец Олег раньше служил на Камчатке. Он реально помогал нам в сложных психологических ситуациях. Как-то наша буфетчица расплакалась: не думала, что так тяжело будет. Даже хотела сойти на берег. Он с ней поговорил, успокоил. Она переменила свои планы. И наш батюшка совершал службу каждый день. Это тоже давало настрой.
Отец Олег раньше был механиком, так что польза от него была и чисто практическая. На экваторе он собственноручно поменял водяную помпу на катере. Во время второго похода «Владимирский» дошёл до берегов Антарктиды, где было запланировано высадиться у станции «Прогресс». Судно не могло подойти к берегу из-за айсбергов.
– На сигнал отозвалась белорусская станция «Гора вечерняя» – я даже удивился, что там уже и белорусские станции есть, – вспоминает Александр Пышкин. – К нам на палубу сел вертолёт, который любезно предоставил командир корабля «Академик Фёдоров». И наша группа научных работников посетила «Прогресс». Ребята там неплохо устроены, у каждого своя комната, круглосуточный интернет, и можно даже звонить по телефону на городские номера! Бесплатно! Поэтому полярники не испытывают такой оторванности от дома, как мы. Наши на радостях дозвонились до родных.

Много нового, даже неожиданного было и в первом походе. Моряки высаживались на Новой Земле, на мысе Доброй Надежды. Объезжали на катере острова напротив Аляски.
 Интересно, что белые медведи там бегают, как собаки. Ты стреляешь в воздух – они отбегают. А ещё – мы открыли остров в Море Лаптевых. Назвали его Яя. Там идёт интенсивное таяние ледников, потому его и стало видно. Мы высадились на остров, определили координаты. Так территория России увеличилась на 600 квадратных километров, – делится воспоминаниями капитан Пышкин. – Открыть остров не просто, это не гриб найти в лесу. То же самое было на Новой Земле. Но тогда нам помешала плохая погода. Видимость резко понизилась, и мы не смогли подойти к острову. А ведь у нас и табличка заготовлена была. Ещё неожиданное событие, редкий случай. Когда ходили в Антарктиду, мы зашли на Сейшельские острова. Там есть наше посольство. Их батюшка и наш отец Олег провели службу. Из архивов было известно, что на местном кладбище захоронен наш соотечественник. Мы пришли на огромное кладбище – как тут искать могилку?
И вдруг увидели, как на крест села птичка. Подошли, читаем  надпись: «Здесь покоится прах моряка с крейсера «Разбойник» Крупенина, похороненного в 1906 году».
Во время стоянки в Монако моряк с «Владимирского» спас старушку. Она упала в воду с пристани и потеряла сознание. Он прыгнул и вытащил её.
– Вечером пришёл сын с ящиком шампанского, благодарил за спасение матери. А уже на следующий день принц Монако вручил нашему боцману Иванову награду. Такое внимание было приятно, – рассказывает Александр Вячеславович.

Но заходы в порты, встречи на берегу – это, можно сказать, десерт. «Основное блюдо» – это тяжёлая и ответственная работа всего экипажа. Спрашиваю: а хотелось бы просто на яхте отправиться в путешествие? Капитан задумывается:
– Не знаю, я под парусом не плавал. Видел всяких чудаков – удивительные люди! Раз встретили французов, которые плыли вокруг света на катамаране. Пару месяцев они пролежали на спине, потом их силы кончились. Пришлось выручать. Кругосветка – это серьёзно даже на нашем  судне. По Северному Морскому пути мы шли в составе каравана, чтобы было безопаснее. Шли вместе с боевыми кораблями, с двумя атомными ледоколами, хотя погода в тот год была хорошая, и льдов практически не было. Адреналин? Мы попали во время первого похода в тайфун «Нури». Ветер был больше 30 метров в секунду. Качка – угол под 40 градусов. Многие качку плохо переносят, но поскольку качает постоянно, люди привыкают. Когда проходили «ревущие 60-е» широты – это от Африки до Антарктиды – был ветер до 25 метров в секунду. Там всем кораблям трудно, есть даже особый маршрут. Мы проконсультировались с «Академиком Фёдоровым», как лучше идти. Они посоветовали не ходить по диагонали, хотя так путь короче, а идти под прямым углом. Так мы и поступили.
Александр Пышкин как-то по своей учётной карточке посчитал, что провёл в морях и океанах девять с половиной лет – из своих 57. Это более 50 дальних походов. Он потомственный моряк. Дед Анатолий Пышкин был контр-адмиралом, отец Вячеслав Пышкин – капитан 1 ранга, профессор. Сын, названный Вячеславом
в честь деда, закончил Гидрографический факультет и в первом кругосветном походе был рядом с отцом. Семья живёт в Кронштадте – капитан перебрался сюда из Петербурга, чтобы быть поближе к своему кораблю.

Галина Маркина

Источник: Кронштадтский вестник » Капитан Александр ПЫШКИН: «Кругосветка – это серьёзно» (kronvestnik.ru)