История русской философии.

0
GA_032

архимандрит Гавриил

Автор: Гавриил (архимандрит).

История русской философии. Ч. VI

 «История философии» (в 6 ч.) — основной научный труд Гавриила, печатавшийся сначала в «Ученых записках Казанского университета» (1837-1840), затем вышедший отдельным изданием,— закрепил за ним репутацию одного из первых историков философии в России, который в своем исследовании рассматривал всю историю мировой философии, к тому же в 6-й части труда впервые излагал историю русской философии от начала до современной ему эпохи. Гавриил в своем труде предпринял попытку понять русскую философию из особенностей характера русского народа, которые, по мнению автора, нашли выражение в психологическом складе русских, в поэзии и пословицах русского народа, в его языческих преданиях, но более всего в «избрании веры».

Желая противопоставить русскую философию западноевропейской,  Гавриил строил искусственную схему, согласно которой в философии существуют 3 направления: «наукообразное», касающееся «нашего познающего духа» (германская философия), «умозрительное и притом опытное развитие законов мира, вне нас существующего» (английская и французская философия) и «сосредоточенность сих противоположных полюсов в высочайшем их начале» — Боге (русская философия). Хотя нередко Гавриил трактовал этот синтез как синтез разума и опыта, главным для его понимания специфики русской философии становится ее сосредоточенность на теме Бога. Именно с этой точки зрения он и рассматривал русскую философию, а потому ее состав оказался весьма необычным и включал: Даниила Заточника и преподобного Нила Сорского, известных иерархов Церкви — митрополита Киевского и всея Руси Никифора I, архиепископа Феофана (Прокоповича), архиепископа Георгия (Конисского), митрополита Платона (Левшина), Филарета (Дроздова), архиепископа Иннокентия (Борисова); государственных деятелей — князя Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха, М. Н. Муравьева, С. С. Уварова, наконец, самих философов — Г. С. Сковороду, Д. С. Аничкова, И. Т. Буле, Д. М. Велланского и в пространных замечаниях — А. С. Лубкина, Ф. А. Надеждина, А. А. Фишера, В. Н. Карпова, Ф. Ф. Сидонского, В. А. Сбоева и И. А. Кедрова. Несмотря на значительные погрешности, труд Гавриила был интересен и полезен читателям, так как в нем даны характеристики учений, биографии, обширные выписки из сочинений философского содержания и большая библиография.