Экономика и глобализация

Ниже мы предлагаем тезисы, раскрывающие некоторые аспекты теории аксиоцентрической экономики. Разработка данных тезисов связана с участием в дискуссиях относительно культурной, ценностно-ориентированной (ценностно упорядоченной) экономики, интенсивно ведущихся в экспертной среде Тайваня, Японии, Южной Корее, Сингапура.

В настоящее время представляется значимым обращение к концепции экономической деятельности Аристотеля, который считал, что экономические системы имеют целью удовлетворение насущных, естественных, рациональных потребностей человека как общественного существа. Именно в этом случае речь идет об экономике как домостроительном искусстве. Экономика не тождественна хрематистике (от греческого χρήματα – имущество, деньги) как искусству обогащения, в процессе которого инструментальная сфера, потребление как самоцель способно замещать высокие цели экономики – служить благой добродетельной жизни. Следуя Аристотелю, oikonomikè(буквально искусство ведения домашнего хозяйства) направлена на созидание дома(oikos) ради жизни в добродетели как счастливой жизни. Хрематистика как неестественный процесс безудержного эгоистического потребления не совпадает с собственно экономическими процессами. Подлинное экономическое действие вершится ради совершенствования его агента, ради удовлетворения его природных потребностей в благой жизни. Экономическое действие самоцельно. Оно не транзитивно(транзитивное действие присуще хрематистике). Экономическое действие — форма имманентного действия(praxis у Аристотеля), целью которого выступает оно само. Его итог – саморазвитие, самосовершенствование субъекта. Экономическая концепция Аристотеля – это концепция хозяйственной деятельности, пронизанной, охваченной ценностями. Хозяйственная деятельность человечества предстает как умная, ценностно-регулируемая космическая деятельность, как преображающая космос рациональная активность, как деятельность ноосферная. Именно в такой перспективе можно увидеть экономическую глобализацию, которая отнюдь не тождественна глобализации хрематиотической, связанной с эксплуатацией и манипулированием человеком и природой. Следуя Аристотелю, экономическая глобализация осуществляется в национальных государствах. Экономическое творчество реализовывается в национальных государствах как культурных общностях (koinonia, κοινωνία). Отметим, аристотелевское видение экономической глобализации близко концепции экономической глобализации в философии русского космизма. Недаром В. И. Вернадский видел в Аристотеле исключительную личность во всемирной истории, которая сыграла ключевую роль в создании науки, содействуя тем самым процессу формирования ноосферы, связанному с ростом научного знания.
Совершенствование структур экономического благосостояния имеет целью актуализацию фундаментальной потребности человека в универсальном развитии, в достойном человека творческом труде, направленном на преображение себя и мира. Таким образом удовлетворение материальных потребностей приобретает социально-нравственный смысл. Оно служит реализации возвышающихся потребностей личности. Критерием развития выступает возвышение потребностей человека, достижение единства социально-культурного и социально-экономического процветания, умножение творческой энергии культурных идеалов и ценностей, возрастание ценностного регулирования экономических процессов.
Экономическое развитие подразумевает развитие человека как целостного субъекта – человека как разумного хозяина космоса, возделывателя собственного экономического дома. Оно означает формирование олицетворенной, человекоразмерной, антропоморфной экономической вселенной, хозяйственного космоса как окультуренного, возделанного человеком. В своей хозяйственной деятельности человек призван к преображению природы, идя не наперекор ей, а навстречу, содействуя ей. Ведь природа сама нуждается в возделывании, которое ей может дать только человек. Природный мир требует логотерапии — преображающего воздействия личности, вносящей в мир природы гармонию, ценности и смыслы. Перед нами перспектива экономического домостроения – созидание мира через овладение собой, преображение мира через духовное самодержавие личности.
Экономические действия являются укоренёнными в сетях межличного общения, структурах социальных отношений. Они не объяснимы вне сложных социальных контекстов. Экономические решения принимаются людьми, вовлечёнными в социальное взаимодействие и структуры. Именно социальные связи конституируют экономическую жизнь. Принципиально важен тезис об укоренённости экономической деятельности в социальных строениях.
Концепция укоренённости экономического действия в сетях межличностных отношений органично дополняется учением о его культурной укоренённости. Экономическое действие может быть увидено формой социального и культурного. Культурные ценности способны устанавливать границы экономической рациональности. Культурные практики во многом определяют структуру экономических полей. Они затрагивают наиболее глубинные пласты хозяйственной жизни. Представления о рациональном, полезном и эффективном являются культурно обусловленными. Экономическая рациональность суть культурная форма. Вырабатывание экономических целей, экономического понимания, выбор средств достижения целей зависят от широких культурных контекстов. Хозяйственная деятельность выступает особой формой культурной жизни, имеет культурное строение. Речь идет о целостном социокультурном видении хозяйственной сферы, учитывающем влияние на неё всего многообразия социальных и ценностных факторов.
Экономическую деятельность целесообразно рассмотреть с точки зрения воплощения традиционной морали солидарности, как укоренённую в межличностных отношениях и структурах, производящих доверие. Экономическая деятельность – кооперация хозяйствующих субъектов в горизонте ценностно насыщенных социокультурных пространств.
Субъектность экономической деятельности предполагает формирование больших субъектов, разрабатывающих долгосрочные стратегии экономического развития. Речь идёт о народах с их ценностями и культурой, осуществляющих модернизационные преобразования, не предполагающие разрывов с историческим прошлым и культурными традициями. Большие субъекты развиваются в больших государствах, оказывающих преображающее влияние на большие мировые пространства, что, в свою очередь, предполагает опору на большую духовность, большие ценности и духовные смыслы.
Субъектом экономической жизни выступает народ. Народ — подлинный субъект хозяйствования. Именно в его интересах должны быть организованы хозяйственные процессы. Они должны быть ориентированы на удовлетворение запросов народа как ценностно-консолидированного сообщества. Экономическая система может быть увидена функцией народной консолидации. Народное хозяйство — управление народами собственной экономической жизнью в соответствии со своими ценностными приоритетами. Речь идет о созидании свободным народом хозяйственного космоса. При этом речь идет о народе с определенной исторической судьбой и культурными традициями, о свободном экономическом целеполагании в неразрывной связи с исторически сформировавшимися ценностными предпочтениями. Гуманитарная составляющая выступает не просто неотъемлемой частью, но и фундаментом развития народного хозяйства.
Народное хозяйство — источник экономической мощи и двигатель мирового экономического развития. Безусловно, международные хозяйственные процессы втягивают народнохозяйственные комплексы в общечеловеческое экономическое взаимодействие, способствуя сближению стран, что никоим образом не устраняет народную субъектность хозяйственной жизни.
Хозяйственный космос – это кооперация экономик народов, экономика больших субъектов, плодотворное сотрудничество экономик Отечеств, свободно и разумно овладевающих собственными культурными и природными ресурсами, свободно и разумно транслирующих природное и культурное наследие приумноженным.
Мир-система как кооперация экономик свободных народов продуктивно реализуется на путях т.н. высокой глобализации, имеющей много исторических прецедентов. Высокая глобализация – глобализация, подразумевающая реализацию духовных(культурных) прав человека. Во-первых, права на культурное наследие, права на идентичность, права на творческое продолжение традиций. Далее, права на природное наследие, то есть права на соучастие в жизни природных систем, права на их сохранение и преображение, которое является естественным  основанием культурного творчества. Наконец, права на суверенное, самобытное развитие, права на вхождение в современность и, следовательно, права на будущее. Духовные права человека могут быть осмыслены как право на достойное существование. Последнее означает реализацию позитивной свободы – обладание материальными ресурсами для осуществления творческого духовного предназначения. Реализация духовных прав человека есть необходимое условие и цель его достойного существования. Духовные права человека – естественные права на творческое оформление и преображение мира, а не на его безусловное присвоение и эксплуатацию. Их осуществление гарантирует сохранение и развитие человека как творческого субъекта культурной, социальной и хозяйственной деятельности. Видение духовных прав человека органически связано с традиционными ценностями человеческого рода, классическим пониманием человечности, данным в исторически сформированных традиционных ценностях, укорененных в свою очередь религиозных системах. Реализация права на достойное существование означает признание высокой человеческой идентичности, утверждение субъектности человека и всего человеческого рода.
Высокая глобализация содействует взаимообогащающей глобальной экономической кооперации стран, народов и цивилизаций, так предполагает утверждение их субъектности, наличие универсального ценностного языка кооперации. Она нацелена на системное производство стратегически стабильного и безопасного развития. Она в состоянии справиться с вызовами безопасности, так как осуществление духовных прав человека есть основа духовной безопасности, выступающей фундаментом всех систем безопасности в целом. Исторически Россия всегда была проводником высокой модели глобализации. Сегодня необходимо вновь раскрыть высокую миссию нашей Родины.
Исторически человечество знакомо с прецедентами низкой глобализации. Через игнорирование права на достойное существование, высокой идентичности человека строится шаткое здание низкой глобализации. Такая глобализация не в состоянии справиться с вызовами безопасности(прежде всего, безопасности духовной). Она не способна воспроизводить стратегически стабильное безопасное развитие, чревата чрезмерными рисками и необратимыми катастрофами, истощением духовных и материальных ресурсов, так как не исходит из устойчивой и целостной идеи человека. Если такой идеи нет, если нет гуманного мировосприятия, где человек предстает как духовный и разумный субъект, если человек как субъект развития исчезает, то ни о каком устойчивом развитии не может быть и речи. Низкая глобализация не предполагает духовно-разумное овладение человеком собственной природой, обращает свободный народ в анонимные массы, ведет к декультурации, системно производит различные формы экономической зависимости дегуманизирующей человека – тренд от колонизации мира к колонизации ума. Здесь человек погружен в состояние перманентной войны – войны с природой, другими людьми и самим собой. Такая глобализация не знает общего неба — общих высоких ценностных систем. Она не знает и общей Земли как гармоничной кооперации субъектов хозяйственной деятельности.
Очевидно, неолиберальная программа экономической глобализации, базируется на метакритике гуманитарного суверенитета стран и народов. Он рассматривается «препятствием», ослабляющим экономическое «развитие», противополагается вступлению в «современный» экономический мир. За неолиберальными тезисами о неэффективности народного хозяйства и национального суверенитета стоит влияние постмодернистских умонастроений, провозгласивших картину мира без творческого суверенного субъекта. Неолиберально-постмодернистское сведение человека к пассивной функции рынка, истолкованного в качестве слепой анонимной стихии, редукция данными идеологиями личности и социальных систем к манифестации инстинктов (экономических, сексуальных и т.д.), не предполагающая их сублимации, в конечном итоге, провоцирует оппозицию «суверенитета потребления» всему спектру гуманитарного суверенитета. Обозначенные концепции и практики обосновывают революционное замещение ценностных систем стран, народов и цивилизаций структурами и формами безудержного потребления. Они нацелены на программирование будущего как неизбежного конфликта зооморфно истолкованных коммунальных форм,   субойкумен глобальной «цивилизации консюмеризма», выстроенных на базе «патриотизма» потребления и инструментальной «солидарности»

Посадский А.В.