Экогуманистическая перспектива преодоления  энвайронментализма и техницизма

0

Посадский А.В., Посадский С.В.

 

Давно  закончилась эра, когда Земля казалась необъятной, а человек  осознавал себя беспомощным перед лицом природных стихий. Растущее могущество человека сделало его хозяином природных ландшафтов, а увеличивающиеся потребности заставили понять, что ресурсы Земного шара ограничены. Вопросы охраны природы и сбережения ресурсов сделались приоритетными  в ряду  глобальных проблем современности. Экологическое движение стало одной из наиболее распространённых форм гражданской активности.

Между тем, цивилизация перешагнула новый рубеж, когда интенсивно развивающиеся технологии позволяют менять не только природные системы вокруг нас, но модифицировать саму природу человека. Те угрозы, которые совсем недавно касались внешней среды, теперь затрагивают человеческую природу. Актуальной проблемой делается проблема защиты человеческой природы, сбережения человека как уникального существа.

В этих условиях необходимо новое экологическое мышление, способное ответить на современные вызовы  и гарантировать развитие, исключающее катастрофы. Важнейшей миссией  нынешнего поколения  видится непротиворечивое соединение двух мегатрендов: охранительного экологического пафоса и  захватывающей  динамики прогресса. Центром равновесия этих мегатрендов может быть только человек. Речь идет о личности, которая, с одной стороны, желает максимально раскрыть свой творческий потенциал и которая, с другой стороны, хочет жить в родном для себя,  культурно и биологически богатом мире. Этической сердцевиной современного экологического мировоззрения должна стать забота о ближнем – та самая забота, которая является основанием всех этических систем, прошедших испытание временем. Наиболее подходящим названием для такого мировоззрения представляется слово ЭКОГУМАНИЗМ.

Чтобы определить  суть экогуманизма, необходимо недвусмысленно отмежеваться от двух опасных крайностей современных мировоззренческих линий. К их числу относятся: дегуманизация энвайронментализма и денатурализация техницизма.

Ужас перед беспощадным вторжением техносферы в вековое равновесие природных сообществ породил ответную реакцию – парадигму  энвайронментализма («environment» — окружающая среда). В своём логическом завершении это учение приобретает черты квазирелигиозного культа девственной природы, в котором человеку отводится роль злого гения-разрушителя, а научно-технический прогресс трактуется апокалиптически. В энвайронменталистской парадигме нормативной формой сосуществования человека и окружающей природы представляется невмешательство. Данное мировоззрение пропагандирует эскапистское слияние с дикой природой, а также отказ от достижений современной цивилизации, от творческих усилий во имя ее совершенствования.

Действительно, если человек рассматривается преимущественно как негативный субъект мироздания, угрожающий естественному порядку, бессмысленным становится интенсивный творческий труд, научный подвиг, порыв к изучению и освоению вселенной,- то есть все те качества, которые свойственны человеку как свободному разумному существу и которые по праву считаются достоинствами человеческого рода. Распространение энвайронменталистской идеологии чревато искусственным ограничением человеческих возможностей и даже численности человечества. Догматически понятый энвайронментализм ведет в тупики мизантропии.

Энвайронментализму необходимо изменить систему понятийных координат, ввести человека и человеческий социум в ряд защищаемых им явлений природной жизни. Иначе он приобретает черты квазирелигииозного культа природы, антигуманного, отстранённого от насущных потребностей человечества.

Неправильно и несправедливо одновременно боготворить биологическое разнообразие, стремиться оберегать природные заповедники и при этом агрессивно относиться к культурному многообразию, третировать общества, разделяющие традиционные ценности, порицать религиозные общины, эпатажно вторгаться в храмы и священные пространства.

Борьба за спасение вымирающих биологических видов имеет все основания сочетаться с борьбой за судьбу вымирающих народов, переживающих депопуляцию. Забота о сохранении равновесия в природном мире должна идти рука об руку с заботой о сохранении культурного разнообразия в человеческой среде.

Энвайронментализм уже породил ряд издержек, препятствующих развитию  человечества. Например, кампания против  внедрения  ядерной энергетики задерживает освоение источников энергии, что, в конечном итоге, истощает ресурсы планеты и наносит экологический ущерб. Данная кампания порождена фобией перед новыми технологическими возможностями и неверием в силу человеческого разума.

Похожую суть имеют широко распространённые фобии, отрицающие и даже требующие запретить современные достижения науки: иммунизацию населения путём вакцин; антиретровирусную терапию, позволяющую эффективно бороться с ВИЧ, современные методы селекции продовольственных растений с использованием клеточной и генной инженерии. Интенсивно нагнетаемые страхи тормозят распространение исключительно важных технологий, призванных спасать здоровье и жизнь десятков миллионов людей, страдающих от болезней и голода.

Наконец, ещё одной издержкой энвайронменталистского мышления являются политические и коммерческие заказы, призванные направить протестную энергию экологических активистов на крупные экономические проекты конкурентов. При этом производительная и социальная ценность данных проектов, как правило, игнорируется. Вместо стремления к продуктивному диалогу промышленников и экологов, позволяющему принять более эффективные меры экологической безопасности, демонстрируется нигилизм антиразвития, замораживающий экономическое отставание территорий и целых стран.

Принципиально неприемлемым является отказ от удовлетворения насущных интересов и потребностей людей, пренебрежение технологическим развитием ради сохранения первозданного состояния природы. В экогуманистических представлениях, человек является неотъемлемой частью природы, её ключевым субъектом. Как раз изъятие человека из природных процессов, отказ от раскрытия творческого потенциала людей в преображении и сохранении природного мира является нарушением естественного хода вещей.

Ценя жизнь и сострадая гибели любых живых существ, ни в коей мере нельзя забывать, что наиболее трагичной является человеческая смерть и наиболее ценной человеческая жизнь. Дорожа природным многообразием, особое значение целесообразно придать многообразию социокультурному, созданному разумом человека. Именно через призму ценности человека целесообразно рассматривать заботу о природном мире.

Стремительный прогресс в сфере биологических и компьютерных технологий открыл новые, прежде казавшиеся фантастическими, перспективы. Реальным становится проникновение в тайны человеческого организма, модификация физиологических процессов вплоть до изменения самой человеческой природы. С этим сопряжены как огромные возможности, так и риски. Футурологи уже предвещают постгуманистическое будущее, разумный мир или искусственный суррогат жизни после человека.

Важно обозначить риски дегуманизирующих форм технологического прогресса, угрожающие нашей цивилизации.

Сегодня растёт спрос на рынок удовольствий. В данной сфере применяются всё более разнообразные технологии и социальные практики, открываются всё новые инструменты химического, гормонального, нейробиологического получения «счастья». Масштабы вторжения технологий «удовольствия» в человеческое естество вполне сопоставимы с масштабами вторжения промышленных технологий в природные системы. В этой связи крайне необходимо выработать ясные и недвусмысленные правила безопасности, принципы охраны человеческой природы.

В естественном состоянии получение удовольствия служит надёжным показателем правильной жизненной стратегии. Человек создан так, что чувство радости служит вознаграждением за решения и действия, ведущие к укреплению здоровья, восстановлению жизненных сил, продолжению рода, установлению ценных социальных связей, получению полезной информации и жизненного опыта, раскрытию творческих возможностей. Все иные, обходные пути к получению удовольствия, не связанные с очевидными обогащениями человеческой личности и ее жизненной стратегии, связаны с разрушением человеческой природы. Эти ложные пути к «счастью» наносят вред биологическому существованию человека и целесообразному устройству человеческого общества.

К числу таких опасных путей следует отнести не только распространение всевозможных наркотических средств, но и суррогатные эротические практики, другие способы получения бесполезного «удовольствия», не предусмотренного человеческой природой. Все обманные пути к «счастью» должны быть отвергнуты, поскольку при их распространении «удовольствие» перестаёт быть верным маяком на пути осуществления созидательной жизненной стратегии. Оно превращается в самоцель, затмевающую и подавляющую истинные цели человека и человечества, служит фальсификации человеческой природы.

Сегодня в ряде стран «прогрессивным явлением» объявлено отмирание естественной семьи, а административные институты всё агрессивнее вторгаются в семейный  круг, разрушая  традиционные отношения между супругами, между родителями и детьми.

Семья является фундаментальной формой существования человека. Отход от семейных ценностей, разрушение естественной семьи чревато угрозой утраты важных человеческих качеств, угрозой дегуманизации.

Крайне осторожного подхода требуют новейшие технологии, модифицирующие естественный процесс продолжения рода. Их бесконтрольное, не стеснённое этическими рамками распространение может превратить человека в товар и индустриальный продукт.

Серьезное отступление от человеческого образа сулит высокотехнологичный «апгрейд» человечества путем этически нерегулируемого внедрения технических устройств в биологическую природу человека, что чревато появлением антропоморфных существ, лишённых базовых человеческих характеристик, не способных к самостоятельному целеполаганию.

Если развитие технологий не будет согласовано с ценностями гуманизма, возможен ещё один серьёзный риск: раскол человечества на два «вида»: «долгоживущих» и «короткоживущих». Подобное расслоение плюс киборгизация постлюдей вполне ожидаемо приведут к появлению «избранных» и «проклятых».

Развитие генетических и медицинских технологий должно быть обращено не на создание «сверхсуществ», не на трансгуманизацию человека, а на первоочередную помощь обездоленным, страдающим от тяжких генетических нарушений и заболеваний. Главная задача биотехнологий – не преодоление человеческой природы, а её охрана от повреждений и болезней.

Утратившее гуманистический смысл информационно-цифровые технологии  содержат свой набор угроз для ноосферы как пространства человеческого разума. Уже сегодня в интернет-среде развиваются методы скрытого контроля и анонимного управления настроениями, чувствами, убеждениями людей. Если дальнейшая компьютеризация не будет сопряжена с соображениями гуманитарной безопасности, возможно появление эффективных систем сетевого управления людьми, вплоть до утраты ими собственной воли. Есть риски, что часть человечества будет изгнана на периферию «развития» как высокозатратный и малоценный придаток техносферы.

Восторженное увлечение дегуманизирующими формами прогресса как самоцелью, воодушевление перспективами постгуманистических возможностей в технотронном мире, теряющими из поля зрения человека, способно сыграть с человечеством злую шутку. При крайних формах развития этой тенденции, как и при крайних формах развития энвайронментализма, люди окажутся ненужным элементом мироздания, но в данном случае мешающим не дикой природе, а «прогрессу» техносферы.

Обозначенные угрозы ещё раз напоминают, что в фокусе всех стратегий прогресса и философий взаимодействия с природой должен быть человек, его биологическая и духовная жизнь, творческий потенциал и духовные ценности.

Альтернативой идеям и практикам техницизма и энвайронментализма выступает экогуманизм, видящий человека неотъемлемой частью природы и, вместе с тем, ее ключевым творческим звеном, обоснованно претендующим на ответственное лидерство, созидательно организующую и преобразовательную роль в природном мире.

С позиции экогуманизма, речь идет о развитии человеческих возможностей, направленных не на то, чтобы исчерпать природные ресурсы и упразднить первозданное состояние природы, но на то, чтобы созидать гармонию мироздания. Целесообразно  двигаться от первобытного хаоса к одухотворённому космосу, от состояния природы как дикого леса – к состоянию цветущего сада, бережно и разумно регулируемого любящим садовником.

Идеал экогуманизма – не утилизация природы и не её неприкосновенность, но совершенствование природы через самосовершенствование человека, его вочеловечение, укоренение в собственной человеческой сущности.

В экологической политике ориентиром призвано быть разумное возделывание природных систем, обеспечивающее восстановление ресурсов и сохранение биологического разнообразия. Важно научиться возделывать то, что природа может воспроизвести заново, в том числе с человеческой помощью. При этом необходимо повысить ценность невосполнимых ресурсов и экономически стимулировать развитие энерго- и ресурсосберегающих технологий.

В равной степени с биологическим разнообразием предметом заботы должно стать культурное разнообразие — источник богатства ноосферы. Ноосфера – сфера человеческого разума, культуры и социальных отношений, являющаяся формой развития живой материи. Экология антропогенного мира должна рассматриваться в неразрывной связи с экологией натуральных сообществ.

Достойна отстаивания такая непреходящая ценность, такое  сокровище  человеческой природы как семья и семейная верность. Заслуживает внимания аргументированная позиция ряда современных антропологов, считающих супружескую верность одним из ключевых факторов становления человека, причём не только в смысле биологического развития человечества, но и в смысле развития культуры и человеческого интеллекта.

Ключевой ценностью, с позиции экогуманизма, является человеческая жизнь. Экогуманизм выступает за охрану жизни человека от момента зачатия до естественного ухода. Мировоззренческая система экогуманизма обосновывает активную демографическую политику, и не может согласиться с какими бы то ни было мерами по ограничению численности населения. Идея жертвы численностью человечества ради повышения уровня жизни оставшихся немногих, либо ради увеличения численности иных, неразумных биологических видов, представляется неоправданной, несправедливой и антигуманной. Чем больше людей увидят свет, смогут думать, познавать, творить – тем лучше для развития человека и мира. Совершенствование социальных отношений и отношений с природой, разумное потребление и забота о ближнем, усилия, направленные на воспроизводство природных ресурсов и духовных ценностей  позволят жить на Земле гораздо большему числу людей, чем живёт сейчас.