Духовные основания российско-сирийского партнерства

0

  Посадский А.В., Коневиченко И.Л. (руководитель Духовно-просветительского Центра при Храме Тихвинской Иконы Божией Матери города Сестрорецка, настоятель Храма Тихвинской Иконы Божией Матери, доктор экономических наук (ВМАК), действительный член Российской Академии Естественных Наук (РАЕН))

 

Сотрудничество России и Сирии имеет фундаментальные ценностные основания. Оно укоренено в родственных ценностных мирах и цивилизационной истории. В своих культурно-исторических судьбах Россия и Сирия осуществляли во многом сходные цивилизационные модели развития, претворяя в них сходные ценностные ансамбли, что обернулось формированием глубокой традиции взаимных отношений между странами — целостной, системной традиции взаимного понимания, доверия и действия, имеющей исторически укорененный характер.

В своей культурной истории Россия и Сирия обогатились византийским наследием. Обе страны были частью Византийской ойкумены. Римская, а затем и Византийская Сирия представляла крупнейший центр образованности и культуры, который был колыбелью, а позднее важнейшим оплотом восточного христианства. Здесь жили и творили великие античные философы (Ямвлих, Нумений, Посидоний, Дамаский) и известные деятели Христианства (Ориген, Иероним, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, Роман Сладкопевец, Евсевий и Прокопий Кесарийский, Исаак Сирин и др.). Здесь происходил великий культурный синтез античного наследия и христианской духовности. Этот синтез христианского эллинизма имел огромное значение для формирования Российской культуры, для самоопределения всей Российской цивилизации, имеющей Византийские корни, и тем самым культурно связанной с Византийской Сирией.

Российская и сирийская история имеют много сходных черт. Прежде всего, Россия и Сирия представляют страны-цивилизации, имеющие свои ценностным основанием религиозный теистический стержень. Без преувеличения можно сказать, что религиозные принципы теистической этики, несущей начала солидарности и персонализма, центральны для становления Российской и Сирийской цивилизации.

Россия и Сирия – неотъемлемые, органические части Культурной Евразии. Обе страны-цивилизации предстают яркими выразителями идей и идеалов евразийского гуманизма, утверждающего развитие стран и народов через сохранение природного и культурного наследия, центрирующего образ человека как полноправного творца и хранителя природы и культуры. Сирию можно назвать крупнейшим центром и даже Родиной движения Арабского Просвещения и Возрождения (Ал-Нахда). Среди сирийских просветителей такие всемирно известные имена как Бутрус ал-Бустани, Селим ал-Бустани, аль-Кавакиби, Насиф ал-Языджи, Ибрагим ал-Языджи, Френсис Марраш и др. Выдающийся вклад в развитие арабского гуманизма внесли культурно-просветительские общества Сирии. Они вели последовательную борьбу c обскурантизмом, религиозной нетерпимостью, деспотизмом, колониализмом, расизмом и империализмом. Идея гуманизма нашла в них практическое воплощение — их членами были как христиане различных вероисповеданий, так и мусульмане всех направлений, их работа осуществлялась среди всех слоев общества (1). Их доминирующей идеей было объединение людей на фундаментальных принципах теистической этики. Их ключевым нациестроительным понятием было переосмысленное понятие «уммы», истолкованное в виде универсальной и надконфессиональной «арабской уммы-нации» («аль-умма аль-арабийя»), центрирующей этическую солидарность и культурный патриотизм.

Такие известные представители сирийского Арабского просвещения как Абд альРахман аль-Кавакиби (1849 — 1902) и Френсис Фатхаллах Марраш (1836 -1873) отстаивали разумность религии, силу знаний, равенство всех людей по природе, свободу и независимость личности, уважение людей независимо от расовой принадлежности и религиозных взглядов. Они декларировали приоритет гуманности и человечности в политических, религиозных и социальных отношениях. Сириец Френсис Фатхаллах Марраш может быть назван великим арабским мыслителем-гуманистом и универсалистом современной эры(2). Он выступил с проповедью философии всеобщей любви, усматривая в ней вселенский первопринцип и нормативный принцип межчеловеческой гармонии. Идеальное общество, по мысли Марраша, зиждется на принципе всеобщей любви. Всеобщая любовь является «божеством социальной структуры». Следуя его воззрениям, всеобщая Божественная любовь как универсальный закон пронизывает и поддерживает все мироздание, выступая парадигмой человеческих отношений (3).

Следуя аль-Кавакиби, настоящий человек должен быть «верным другом своего народа, разделяющим с ним все беды и радости, честным сыном своей родины, не скупящимся для нее ни мыслью, ни временем, ни имуществом, гуманистом, работающим на благо людей…» (4). По мысли аль-Кавакиби, именно Восток, как Родина мировых религий и универсальных этических принципов, является историческим истоком гуманизма и его надежным оплотом сегодня. Запад же стал жертвой утилитаризма, прагматизма, бездушного научно-технического прогресса, истоки которых коренятся в материализме, в отказе от религиозных истин, принесенных Западу Христианским Востоком. «Что до жителей Востока, то они благонравны, в них преобладают мягкосердечие, любвеобилие, совестливость; они сострадательны и даже не к месту, проявляют мягкость даже к противнику; в них доблесть, непритязательность, пренебрежение к будущему» (5). Аль-Кавакиби указывает, что развитие Запада стоит перед угрозой ценностной анархии. Пророчески звучат слова сирийского гуманиста: «Запад! Веру тебе сохранит Восток, если только жизнь его будет свободной. Потеря веры угрожает тебе близким разрушением. Чем ты готовишься встретить ставшую огромной армию анархистов?» (6).

Сформированные в Сирии и России ценности евразийского гуманизма являются особо актуальными сегодня, когда Сирия и ее союзник Россия совместно отвечают на сложнейшие вызовы современности. Таким вызовом является, прежде всего, деструктивный ценностный анархизм – радикальное отрицание исторически выработанных и закрепленных высоких культурных идеалов духовно развитого человека в пользу подделок и суррогатов, стремящихся вытеснить и уничтожить общечеловеческое культурное наследие. Сегодня антикультуру и антиценнности радикально распространяют международные террористические группировки, маскирующие за религиозными лозунгами грубое насилие, варварство, бесчеловечность. Их цель – создание ценностного хаоса посредством фетишизации грубой силы, уничтожение традиционных культурных норм и достояния — от идей до вещественных памятников. Они бросают вызов культурно развитым странам и народам, формируя режимы анти-развития — ценностного безначалия, где нет места культурному творчеству духовно развитого человека. Они попирают культурные права человека – права на наследование, освоение, сбережение и созидание культуры. К сожалению, их деятельность находит определенное сочувствие и поддержку среди стран и правящих элит, решительно отказывающихся от исторических культурных норм, стремящихся организовать человечество на основании новых, прежде всего, секулярных неолиберальных утопий, видящих желанный «конец истории» в распространении квазиидеалов гедонистического общества потребления, существующего вне всяких ценностных иерархий.

Бросая вызов ценностному анархизму, Россия и Сирия защищают принципы устойчивого развития на основании вековых культурных ценностей. Они предлагают и осуществляют модели развития, исключающие культурный нигилизм. Они проводят в жизнь принципы соблюдения культурных прав, ищут пути сохранения преемственности линий цивилизационного роста. Они стремятся сберечь общечеловеческое культурное достояние, сохранить ценностный стержень человеческого развития, и тем самым продлить культурную историю человечества.

Примечания

  1. «Следует отметить, что большинство членов просветительских обществ составляли христиане. Так, в первое «Сирийское общество наук и искусств» входили только христиане». См.: Абд ар-Рахман аль-Кавакиби. Природа деспотизма и гибельность порабощения [Текст] / Пер. с араб. и исследование З. И. Левина; Акад. наук СССР. Ин-т народов Азии. — Москва: Наука, 1964. Комментарии 24.
  2. Известный ориенталист Шмуэль Море, филолог и поэт, специалист по арабской поэзии, называет Марраша первым арабским гуманистом в европейском смысле. См.: Moreh, Shmuel. Studies in Modern Arabic Prose and Poetry. Brill., 1988. Близкого мнения придерживается историк арабской поэзии С. Х. Джайуси. См.: Jayyusi Salma Khadra. Trends and Movements in Modern Arabic Poetry. Volume I. Brill. 1977. Историк Матти Муса считает Марраша первым «универсальным» арабским интеллектуалом и писателем современности. См.: Moosa, Matti. The Origins of Modern Arabic Fiction (2nd ed.). Lynne Rienner Publishers. 1997.
  3. «Именно любовью поддерживается весь мир, [любовью движутся все вещи,] любовью каждое творение увековечивает себя по отдельности, и любовью все сохраняет свои части [и так далее]». См.: Hawi, Khalil S. Kahlil Gibran: his Background, Character, and Works (2nd ed.). Third World Centre for Research and Publishing. 1982, pp. 59–60.
  4. Абд ар-Рахман аль-Кавакиби. Природа деспотизма и гибельность порабощения [Текст] / Пер. с араб. и исследование З. И. Левина; Акад. наук СССР. Ин-т народов Азии. — Москва: Наука, 1964.
  5. Там же.
  6. Там же.