Цивилизационные стратегии России и Китая как ответ на вызовы однополярной глобализации

0

Пан Чан Вей,  профессор Китайского Нефтяного Университета (Пекин), директор Центра Исследований России и Центральной Азии Китайского Нефтяного Университета (Пекин), директор Центра Мировой Нефтяной Политики (Пекин). 

 

Посадский Сергей Владимирович, эксперт Центра Евразийских Аксиологических Исследований, профессор Китайского Нефтяного Университета (Пекин).   

 

 

В настоящее время стратегической целью Белого дома по-прежнему является однополярная глобализация — осуществление геополитической модели доминирования США, состоящей в построении однополярного мира с опорой на неолиберальную идеологию. В рамках данной модели США позиционируются центром  глобализации человечества, вокруг которого должны вращаться все значимые интеграционные процессы, а прочие страны видятся периферией, находящейся в различной степени зависимости. При этом однополярная глобализация планируется  с опорой на максимальную десуверенизацию и девальвацию культурно-цивилизационных особенностей крупных национальных государств, способных, на взгляд неолиберальных идеологов, выступить «стратегическими конкурентами» американской гегемонии. А значит, однополярная глобализация представляет серьезный вызов таким крупным государствам-цивилизациям как Россия и Китай.

Следует отметить, что предлагаемая США однополярная неолиберальная глобализация уже не соответствует современным реалиям. Современный мир имеет не один, а множество центров социального,  экономического, политического и культурного развития, и не разделяет  исключительно неолиберальные ценности. Происходящая в мире интеграция уже носит многополярный характер, и только в рамках многополярной глобализации могут решаться важнейшие вопросы человечества.  Многополярная глобализация предполагает сотрудничество стран на равных  условиях с учетом их собственных государственных, национальных и экономических интересов, а также  культурных особенностей.

На данный момент США не способны обеспечить эффективное мировое лидерство, ибо не обладают для него, прежде всего, необходимыми ценностными ресурсами. США уже не имеют достаточного нравственного авторитета в мире по причине использования в целях глобализации неолиберальной идеологии, которая в своих основах бросает вызов устоявшимся культурным нормам человечества, вступает в конфликт с его многотысячелетней культурной  историей и практиками, а потому серьезно  дискредитирует американскую политику в глазах остального мира, подрывает доверие к ней. В глазах остального мира, разделяющего традиционные культурные ценности, США на сегодня выглядят страной, проводящей политическую линию, не имеющую серьезной исторической преемственности и укорененности, а неолиберализм – идеологической машиной декультурации, аргументирующей репрессивную политику по отношению к исторически вызревшим идентичностям и образам жизни, культурному и природному наследию человеческого рода. Данная ситуация создает крайне благоприятные возможности для раскрытия потенциала Китая и России в качестве центров мир-системы XXI столетия, если они объединят свои усилия в творческом принятии вызовов неолиберальной глобализации.

Россия и Китай представляют собой уникальные страны, сочетающие в своей политике как тенденцию к модернизации, так и опоры на исторически сложившиеся культурные ценности. Помимо экономических, природных, демографических и прочих ресурсов, Россия и Китай обладают неповторимым культурным богатством — накопленными, пронесенными сквозь века, опытно проверенными и институционально оформленными культурными ценностями. Очевидно, Россия и Китай могут позиционироваться не просто как суверенные  государственные образования, но и как  неповторимые хранители культурной памяти человечества  — как суверенные культурные миры, несущие в себе и раскрывающие миру уникальный ценностный ресурс, а потому способные эффективно  противостоять разрушительной для традиционной культуры и природных систем неолиберальной глобализации.

Оставаясь оплотом консюмеристской массовой культуры, подвергающей  деконструкции традиционные ценности, классические культурные формы внутри себя и во всем мире, США продолжат и расширят применение таких методов глобального управления как создание зон управляемого хаоса,  распространение стратегической нестабильности, поощрение опосредованной конфронтации и цветных революций, вскрытие суверенитета стран в целях сохранения собственной гегемонии. Наконец, одним из методов глобального управления останется культурная война, направленная против государств, обладающих серьезным ценностным потенциалом, способных, на взгляд адептов неолиберализма, выступать «конкурентами» доминированию США. Именно к этим странам относятся Россия и Китай.

По отношению к России и Китаю США продлится использование стратегии культурной войны. Среди ее составных элементов —  намеренная дезинтеграция России и Китая, попытки подрыва и взлома культурного суверенитета двух стран. В ходе таких попыток  будет  подчеркиваться принципиальная культурную «инаковость» и «отчуждение» России и Китая, а также  цивилизационная «отсталость» России и Китая в сравнении с «прогрессивными»  ценностями  США и современного Западного мира (1).

Ответ подобной стратегии требует серьезной мобилизации усилий России и Китая, которые на данный момент располагают всеми необходимыми ресурсами для перенаправления глобальных процессов в  благоприятное для них русло. Их противостояние культурной войне может базироваться на совместных усилиях по разработке альтернативной стратегии. Такая контрстратегия  должна иметь своим основанием позиционирование России и Китая в качестве  парадигматических, эталонных исторических культурных держав, способных к глубокому взаимодействию. В ее перспективе Россия и Китай предстают в качестве стран-носителей богатейших и развитых культурных традиций, в сопоставлении с США как сравнительно молодой страной,  лишенной преимуществ длительного культурного развития, использующей фиктивную неолиберальную идеологию в ущерб себе и окружающим – идеологию, не имеющую серьезных позитивных  исторических прецедентов и воплощений. Подобная контрстратегия  должна исходить из серьезной проработки оснований и перспектив культурного сотрудничества России и Китая. Необходимо учесть богатейшее культурное наследие обеих стран  и раскрыть их культурную и, соответственно, ценностную близость.

Важно отметить, что Россия и Китай являются исторически преемственными цивилизациями, которые объединяет глубокая историческая память, уважение к истории и традициям, уважение к предкам. Россия и Китай —  страны высокого культурно-цивилизационного самосознания,  свято чтящие и бережно охраняющие свое культурное  наследие, строящие свое  развитие на прочном фундаменте истории. Это исторически укорененные страны, народно-исторические государства —   страны, обращенные в будущее через  надежную связь с прошлым. Именно на основании своей богатой  культурной истории Россия и Китай сегодня планируют свое устойчивое развитие, ведут уважительный диалог с другими странами, влияют на ход мировых процессов.

Таким образом, культурные ценности России и Китая в состоянии быть тем фундаментом, который позволит глубже сблизиться и плодотворнее сотрудничать, ответив на вызовы однополярной глобализации. При этом государственная культурная политика обеих стран может способствовать подобному сближению и стимулировать его. В итоге, Россия и Китай имеют все возможности результативно объединиться во имя общего дела развития человечества с опорой на великие культурные традиции, и заключенные в них  духовно-нравственные ценности. Россия и Китай имеют все основания сформулировать и осуществить проект преображения мира через культурное наследие, когда оно понимается  в качестве действенной силы и источника  преобразовательного развития.

Очерченная концепция культурного союза России и Китая в виде альтернативы экономикоцентрической версии глобализации отнюдь не является чем-то новым.

Идею нравственного союза народов России и Китая на платформе общих ценностей в качестве ответа на вызовы западного колониализма отстаивал известный российский дипломат, предшественник евразийства Э.Э.Ухтомский (1861–1921).

Концепция культурного союза России и Китая оппонирующего экономикоцентрической версии глобализма разработана в рамках философии русского космизма – этой современной экологической философии. Ее сторонником являлся основоположник философской школы русского космизма Н.Ф.Федоров (1829—1903).

Николай Федоров развивал идею стратегического взаимодействия России и Китая. Прежде всего, он указывал на культурное сходство двух стран. На его взгляд, Китай и Россия — миростроительные, миротворческие цивилизации, не стремящиеся к завоевательным войнам. Их объединяет глубокая историческая память, уважение к истории и традициям, уважение к предкам. Союз стран мыслитель рассматривает как священный и душевный, а не как прагматический. Это союз во имя памяти предков, во имя сбережения духовного и природного наследия планеты. Китай и Россия имеют все основания сплотиться вокруг общего дела — преобразования космоса, развития науки и техники при опорном обращении к великим духовным традициям. Речь идет о проекте преображения мира не просто при сохранении духовного наследия, а при видении духовного наследия источником формирования современности. Иными словами, духовное наследие России и Китая, может и должно выступить творческим источником современных преобразовательных процессов. При этом, следуя Н.Ф.Федорову,  российско-китайская культуроцентричная модель глобализации, зиждущаяся на глубокой исторической памяти и уважении к предкам, оппонирует американской, западной экономикоцентричной, зооморфной модели глобализма.

Проект Н.Ф.Федорова может быть интерпретирован в ракурсе сопряжения российской и китайской стратегий в деле созидания Экологической цивилизации – цивилизационной модели, зиждущейся на сбережении культурного и природного наследия, сохранении всего многообразия природных и культурных систем, осуществляющейся в пространстве кооперации суверенных и самобытных стран, народов и цивилизаций, оппонирующей разрушающим природу и культуру моделям глобализма.

 

Примечания

  1. О треугольнике США-Россия-Китай и информационной войне США против Китая и России см. блестящую статью Виктора Лаврентьевича Ларина, востоковеда, доктора исторических наук, академика РАН «Новая турбулентность в геополитическом треугольнике США – Китай – Россия» (11 сентября 2020, Комсомольская правда, https://www.dv.kp.ru/daily/217179/4283248/)