Ценностные основания сотрудничества России и Эфиопии

0
7 февраля 2018 года на территории Российского университета дружбы народов состоялась Международная научно-практическая конференция на тему: «Российско-африканские отношения: история и современность»
(к 120-летию со дня установления дипломатических отношений между Россией и Эфиопией).

В мероприятии прозвучали выступления:

Чрезвычайного и Полномочного Посла Эфиопии в России Его Превосходительства Грума Абая Тешоме, Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Эфиопии
Ткаченко Всеволода Игоревича, Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Мадагаскар
Его Превосходительства Дуву Элуа Альфонс Максима, директора Института Африки РАН, члена Президиума РАН Абрамовой Ирины Олеговны, начальника отдела Департамента Африки МИД РФ Осинцева Олега Юрьевича, Почетного президента Института Африки РАН,
зав.каф. африканистики и арабистики РУДН академика Васильева Алексей Михайловича и др.. В ходе мероприятия были озвучены тезисы доклада Экспертного центра ВРНС и Центра Гуманистической Экологии и Культуры (организация, выступающая партнером ВРНС), разработанного профессором Смольного института РАО, профессором Китайского нефтяного университета (Пекин), членом Экспертного Центра ВРНС А.В.Посадским. Идеи доклада были горячо поддержаны эфиопской и российской стороной. Ниже публикуется полная версия доклада.

Центр Гуманистической Экологии и Культуры

А.В.Посадский

Ценностные основания сотрудничества России и Эфиопии.

Эфиопия и Россия — страны с неповторимой историей. Они имеют уникальный опыт самобытного государственного и цивилизационного строительства. Это страны-цивилизации, сочетающие в себе суверенную государственность и целостные культурные миры. В судьбах Африканского и Евразийского континентов им принадлежит существенная роль. Это страны-творцы культурной Африки и культурной Евразии. Они обладают уникальным культурно-ценностным достоянием, имеющим всемирный исторический смысл.

Эфиопия для России всегда была приоритетным, стратегическим значимым партнером. Россия соприкасалась с Африкой, прежде всего через Эфиопию. Россия воспринимала Эфиопию как культурное сердце и цивилизационный стержень Африканского континента. Для России Эфиопия была своеобразным окном в Африку. Диалог с Эфиопией был ключом к участию в жизни Африканского континента.

Тесное сотрудничество России и Эфиопии осуществляется на основании прочного ценностного фундамента. Он был заложен с момента приобщения обеих стран к вечным ценностям Христианства. Россия и Эфиопия принадлежали православной ойкумене. Эфиопская и русская культуры формировались под определяющим влиянием восточно-христианской духовности. Принадлежность обеих стран византийской православной ойкумене, Восточному Христианству позволяет говорить о них как о цивилизациях-сестрах — родственных цивилизациях, обладающих единым цивилизационным истоком.

Россия и Эфиопия воссоздают родственный восточно-христианский цивилизационный тип. В их основании лежит общий восточно-христианский культурный код.

Сходство ценностных миров России и Эфиопии выражается многообразно.

Прежде всего, Россия и Эфиопия являются пневмацентрическими культурными мирами. Ценность духовной жизни для этих миров фундаментальна. Возвышенный и целостный образ Духовного Человека, служащего Богу и людям, централен для русской и эфиопской культуры. Россия и Эфиопия складываются как цивилизации, имеющие своим основанием ценность целостной духовной жизни.

Россия и Эфиопия — цивилизации духовной общности, взаимного служения и солидарности. В их исторических судьбах воплощается человеческое единение в служении людям и высшим принципам. Этим цивилизациям чужда индивидуалистическая этика. Они отторгают эгоистические отношения господства и подчинения. Единство в них не навязывается принудительно извне, а прорастает добровольно, изнутри. Такое единство означает сохранение и развитие многообразия.

Возвышенный принцип культурного единства в многообразии плодотворно осуществляется в исторических судьбах и культурных мирах России и Эфиопии. Данный принцип восходит к восточно-христианскому соборному сознанию и жертвенной, аскетической этике. В рамках соборной парадигмы сформировались миростроительные принципы обеих цивилизаций. Эти принципы подразумевают взаимодействие со странами и народами на основании признания и уважения инаковости другого, а также интеграцию других культурных миров в собственное культурное пространство без подавления их культурного своеобразия и насильственной ассимиляции.

В своей истории Россия и Эфиопия не стремились к подавлению и угнетению других стран и народов. Выстраивание равноправных партнерских отношений с другими странами и народами было их приоритетной исторической миссией и задачей. Россия и Эфиопия не несли человечеству расового и колониального гнета, не распространяли идеологии притеснения и порабощения. Общеизвестна их яркая и жертвенная борьба с фашизмом, нацизмом и колониализмом. Их идеалом всегда было единство без угнетения — единство, связанное с признанием права на культурную самобытность и самоопределение. Исторически Россия и Эфиопия принесли много жертв во имя идеала человеческой свободы.

Россия и Эфиопия являются цивилизациями Традиции. Освоение и хранение культурных традиций, укорененность в исторической традиции, ее живое ощущение и осознание – характерные черты духовной жизни обеих стран. При этом благоговение перед Традицией, видение Традиции как живой и непрерывной сопричастности возвышенному ценностному опыту во многом восходит к восточно-христианскому архетипу Предания.

Россия и Эфиопия строят свое настоящее и будущее в живом диалоге с прошлым. Богатство исторического опыта здесь преломляется в настоящем и будущем. Настоящее и будущее прирастает и обогащается прошлым. Историческая и культурная память для обеих стран не равноценна бездеятельному пассеизму. Она представляет ресурс и фактор динамического развития. Это ответственная память, память-долг, обязывающая творчески осваивать и развивать накопленные культурные богатства. Это память, призывающая к непрестанному переоткрытию, углублению и актуализации своего наследия. Это неизменно деятельная память, когда верность Традиции означает верность самому себе здесь и сейчас.

Обеим странам свойственно благоговейное отношение к природе. В России и Эфиопии природная среда воспринимается как неотъемлемая часть культурной среды, культурной традиции. Природа включена в историю. Природные пространства родной страны мыслятся как ее культурные пространства. Обе страны имеют свою сакральную географию, обладают грандиозным опытом использования природного достояния в сакральных целях. Характерным примером этого является Лалибела (город на севере Эфиопии), известный своими высеченными в камне христианскими церквями, а также пещерные и скальные монастыри России, грандиозная ирригационная система Соловецкого монастыря. Задачи освоения природы здесь сочетаются с культурным и цивилизационным строительством. А потому порицается хищническая, потребительская эксплуатация природы. Сбережение природы становится составной частью сбережения культуры.

В своей истории Россия и Эфиопия претворяют в жизнь сходные парадигмы цивилизационного строительства. В этих парадигмах четко прослеживаются культуросберегающие и природосберегающие векторы. Россия и Эфиопия осуществляют свои исторические миссии в неразрывной связи с соблюдением естественных культурных прав человека – прав человека как подлинного субъекта культурного творчества. К таким правам следует отнести право на культурное наследие, право на соучастие в жизни природной среды, являющейся необходимым базисом культурного творчества, а также право на самобытное культурное развитие. В контексте реализации культурных прав человека, Россия и Эфиопия должны быть охарактеризованы как экогуманистические цивилизации. Приоритетной задачей двух цивилизаций является сбережение культурного и природного наследия человечества, а значит и сохранение человека как такового. В своей истории обе цивилизации воплощают принципы экогуманизма — ценностно насыщенного миросозерцания, раскрывающего достоинство человека как целостной духовной личности, творчески хранящей природу и традиции.