Ценностная парадигма устойчивого развития

0

Посадский А.В., Посадский С.В.

 

Еще в 2000 году во время выступления в Бангкоке В.В.Путин высказал мысль, что учение о ноосфере, разработанное нашим соотечественником В. И. Вернадским, является основанием устойчивого развития стран и народов Земли.

Действительно, космистская мысль России может быть определена как философия устойчивого развития.  Из российской философии космизма следует определенное понимание его сути.

Устойчивое развитие конституируется через отношение к ценностям. Оно подразумевает воодушевленность человеческого творчества духовно-нравственными смыслами. Собственно, это и придаёт развитию устойчивость.  Можно сказать и по-другому: сопричастие ценностно-нормативным системам, обладающим особой устойчивостью, делает и развитие таковым.

Устойчивое развитие мыслимо как осуществляемое на основании культурного многообразия, взаимообогащающей межкультурной коммуникации, при бережном сохранении исторически сложившихся духовных практик.

Устойчивость и целостность развития общественной жизни обретается в линиях культурно-исторической преемственности. Сбережение и творческое приумножение пространства исторически сформированных культурных ценностей –  аксиосферы человечества – выступает залогом устойчивого и безопасного развития нашей планеты.

Справедливое распределение культурных и природных благ — основание устойчивого развития. Речь идет о развитии справедливом, неразрывно связанном с осуществлением культурных прав человека. Во-первых, права на культурное наследие, права на идентичность, права на творческое продолжение традиций. Далее, права на природное наследие, то есть права на соучастие в жизни природных систем, права на их сохранение и преображение, которое является естественным  основанием культурного творчества. Наконец, права на суверенное, самобытное модернизационное движение, права на вхождение в современность и, следовательно, права на будущее. Последнее реализуется в гармонии и на основе прав на идентичность и природное наследие, а не вопреки им.

Культурно-цивилизационные различия – фактор, генерирующий структуры и формы устойчивого развития, поэтому при его рассмотрении реалии культурного своеобразия должны быть в центре анализа.

Важно осознавать цивилизационную природу устойчивого развития. Речь идет о развитии человечества, предстающего миром своеобразных культурно-цивилизационных систем.

Устойчивое развитие наполнено цивилизационным содержанием. Оно может быть понято как раскрывающее имманентную логику развития цивилизационного, как цивилизационный процесс, органическая составляющая цивилизационных форм, выражение культурно-цивилизационного этоса.

Устойчивое развитие есть динамическое движение цивилизационных организмов исходя из собственных культурных универсалий. Оно есть обретение полноты, целостности, интеграции бытия цивилизационных систем соответственно собственным критериям культурного опыта.  Оно представляет собой динамический рост целостных цивилизационных систем на основе сохранения их духовных констант и идентичности, что предполагает преображающее значение живых традиций, этих сущностных сил человеческого бытия, а также возможность творческого обновления ценностно-нормативных начал цивилизаций.

Устойчивое развитие — развитие современное, проявляющееся в модернизационном движении. Последнее отнюдь не равнозначно любым трансформациям, изменениям, в ходе которых человек перестает быть субъектом современных процессов, оказывается не в состоянии ответить на вопрос: О чьей современности идет речь? Модернизационное движение осуществимо как культурно-цивилизационный синтез, исходя из моделирования образов современного мира при опоре на принцип исторического реализма. Оно связано с погружением настоящего в цивилизационную перспективу. Оно вызвано актуализацией глубокой исторической памяти, соединено с оформлением цивилизационного самосознания. Речь идет о динамически развивающихся цивилизациях творчески полагающих собственные проекты современного мироустройства.

Устойчивое развитие воплощается в пространстве кооперации цивилизаций. Оно обусловлено наличием и направлено на формирование мир-системы, субъектами которой являются сотрудничающие цивилизационные организмы. Такая мир-система есть данность и заданность одновременно. Она выступает условием и целью устойчивого развития.

Имеется ввиду согласованное развитие народов, стран, цивилизаций, предполагающее усиление их взаимосвязей, стремление к интеграции, общему миросожительству. Цели интеграции подразумевают сохранение народов, стран и цивилизаций как целостных субъектов исторического процесса, обретение единства через сбережение различий.

Устойчивое развитие призвано гарантировать духовное многообразие человеческого рода, как и разнообразие видов в природе.

Идея устойчивого развития соединена с осознанием целостности бытия. Она имеет очевидный онтологический акцент. На путях устойчивого развития мироздание обретает целостные контуры и очертания. Речь идет о философии целостности человека и мира. В ее контексте человечество видится целостным глобальным субъектом, его способы взаимодействия с окружающей средой, мироотношение неразрывно связано с выявлением собственной нравственной сути – сохранением человеческого в человеке. Объединение людей, созидание космопланетарного всечеловеческого дома опирается на глобальную этику миросожительства, восходящую к традиционным духовным ценностям.

Целостная стратегия человека предполагает устойчивое развитие как развитие солидарное. Преображающая сила солидарного творчества способна объединять человечество в формировании линий устойчивого развития мироздания.

Ценностная парадигма устойчивого развития связана с формирование бесконфликтного многополярного мироустройства, пронизанного энергиями солидарности.

Устойчивое развитие вовлекает всё человечество, а не только некие привилегированные сообщества. Оно демонстрирует человеческую солидарность, равное соучастие людей в развитии науки и техники, хозяйственном преобразовании вселенной. Устойчивое развитие нормативно исключает «творческий расизм», когда доступ к преображению Земли закрыт для большинства.  Оно предполагает создание открытой коллективной системы управления глобальными процессами − системы справедливой, подотчетной населению планеты, в которой принимают участие все страны и народы, а выработанные решения являются приемлемыми для мирового сообщества в целом.

Будучи связанным с гуманизацией вселенной через внесение в ее жизнь духовных смыслов, определяемое как социоприродное, устойчивое развитие обозначает перспективу творчески преобразующего воздействия человека на органические системы, исключающую отношения между человеком и окружающей средой по модели насилия, ведущую к возрастанию солидарности человеческого и природного миров.

Устойчивое развитие определимо как безопасное. При этом укрепление безопасности достигается во многом путем поддержания устойчивости ценностных систем, сохранения целостности духовного пространства мироздания.

Устойчивое развитие характеризуется принципиальной творческой открытостью. Его со всем основанием можно назвать сбалансированным, ориентированным на сбалансированность социальных отношений, взаимодействия человека и природы. Его целесообразно трактовать как не нарушающее границы допустимой нагрузки на биосферу, пневматосферу и аксиосферу человечества.  Имеется ввиду развитие возобновляемое, не истощающее культурные и природные ресурсы планеты, а приумножающее их. Оно есть развитие, обладающее гуманными целями, в центре которого находится человек.

Устойчивое развитие не тождественно копированию моделей общества потребления. Оно определяется отнюдь не односторонне истолкованными утилитарными экономическими целями, а исторически сложившимися ценностными структурами, структурами ценностных представлений народов и стран, уникальным способом размещения общечеловеческих ценностей в духовном пространстве различных цивилизаций, своеобразным балансом духовных и материальных ориентаций присущим различным культурам. Оно не есть продукт изолированного от культуры «экономического индивида» и имеет духовно-этическую природу. Его носитель и творец – человек. Устойчивое развитие осуществляется посредством всего многообразия путей человеческого творчества, подразумевает накопление общественного богатства как материально-духовной целостности. Оно есть торжество антиэнтропийных творческих сил во вселенной, торжество творческого обновления и усложнения мироздания, а не обеднение и упрощение бытия в обезличенных пространствах массовой культуры.

Представляется актуальной гуманитарная экспертиза теорий искусственно навязывающих странам и народам сценарии «развития», камуфлирующие стратегическую нестабильность, воспроизводство структур зависимости в архитектуре международных отношений. Подразумеваются теории служащие оформлению социального неравенства, уничтожению культурных различий, блокированию творческих возможностей личности. Подобные теории предполагают радикальное оппонирование технологического универсума человеку, его изгнание из технотронной вселенной. Ими системно разрушается уверенность в том, что личность является субъектом творческих действий. Они апологетируют трансформацию человека из созидателя современности в ее анонимного агента, низведение его образа до ее обезличенной функции, заставляя вновь ставить вопрос о возвращение человеку статуса творца, поднимать тему тождественности человека себе в современном мире.

Обозначенные концепции обосновывают революционное замещение ценностных оснований цивилизаций структурами и формами потребления. Они нацелены на программирование будущего как неизбежного конфликта натуралистически, зооморфно
истолкованных коммунальных форм,   субойкумен глобальной «цивилизации консюмеризма», выстроенных на базе «патриотизма потребления».

Подобные теории отнюдь не полагают в качестве индикатора цивилизованности степень сопричастия этическому универсализму, уходящему своими корнями в мир традиционной духовности. Очевидный разрыв формального и сущностного взросления человечества ими остается неопознанным. Они не видят человека целью развития, так как исходят из примитивизации, упрощения его образа, сокращенного образа «частичного» человека, руководствующегося простейшими биосоциальными инстинктами, лишенного потребности в уникальном и высокосложном. Между тем, такой человек не в состоянии найти ответы на современные вызовы, характеризующиеся высоким уровнем сложности, и легко делается игрушкой, открытой манипуляциям любого рода. Фактически, речь идет о концептуальном камуфляже антропологической катастрофы, в ходе которой из богоподобного микрокосма личность обращается в унифицированную вещь и животное. Думается, обозначенные теории, могущие порождать дестабилизирующие природную и социальную жизнь механизмы, инициировать социо- и природоразрушающие процессы, верно будет назвать концепциями «устойчивой энтропии».

Творец устойчивого развития нашей страны – житель уникальной страны-цивилизации России. Устойчивое развитие России – самобытный путь ее цивилизационного домостроения. Устойчивое развитие России осуществимо на основе всего комплекса ценностных систем страны и предполагает  гармоничное сочетание экологических, гуманистических, модернизационных, научных и традиционных ценностей. Оно достижимо через следование народов России ее духовным константам. Устойчиво развивающаяся Россия – это Россия ценностей и традиций.

Общеизвестно, специфика российского цивилизационного строительства находит свое выражение в понятии дома-семьи. Домашняя цивилизация, которой является Россия, и есть цивилизация Экологическая (дом – греч. οἶκος). Это Дом, выстроенный на принципах Семьи. Он является миром культурных и природных богатств, бережно хранимых и творчески передаваемых от отцов к детям. Речь идет о целостном пути цивилизационного домостроения — домостроения экологического.

Экологически ориентированное устойчивое развитие в центре которого находится человек – российский цивилизационный выбор и национальный путь. Созидание цивилизации экологического преображения  – перспективный ответ России на современные вызовы идентичности, путь обретения в  собственном наследии опорных точек для вхождения в современность.

Обладая ярко выраженными экологическими доминантами, Российская цивилизация способна предложить миру идею экологической глобализации – устойчивого развития как мирной всечеловеческой кооперации при сохранении духовного и природного многообразия Земли, кооперации самобытных стран, народов и цивилизаций, кооперации космически и культурно укорененных Отечеств.

Литература

  1. Абрамов М. А. К вопросу о единстве идейного наследия русских космистов // Вестн. Саратовского гос. техн. ун-та. – 2007. — N 21. — С. 220-228
  2. Абрамов М. А. Оценка дихотомии культурно-цивилизационной деятельности в философии русского космизма // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. – 2006. — N 3, ч. 1. — С. 16-20
  3. Когай Е. А. Социальная экология. Человек и природа в русском космизме // Социально-гуманитарные знания. – 1999. — N 2. — С. 68-80
  4. Маслеев А. Г. Антропологический смысл русского космизма / А. Г. Маслеев. — Екатеринбург : Изд-во УрГЮА , 2001.
  5. Можайскова И. В. Духовный образ русской цивилизации и судьба России: В 4 ч., Ч. 2. Русский космизм в контексте противоречий мирового развития, обусловленных господством западной цивилизации / И. В. Можайскова. — М. : Вече , 2001.
  6. Синченко Г. Ч. Естественные права, естественное право и творческое наследие русского космизма // Философия права. – 2007. — N 2. — С. 47-54
  7. Усольцев В. А. «Русский космизм» и современные глобальные проблемы // Экология и жизнь. – 2003. — N 4. — С. 10-15
  8. Усольцев В. А. Русский космизм и «волны жизни» // Культура и время. — 2008. — N 3. — С. 88-97
  9. Усольцев В. А. Русский космизм и современность / В. А. Усольцев. — Екатеринбург : Банк культурной информации , 2008.