Творения блаженного Феодорита, епископа Киррского

0

Творения блаженного Феодорита, епископа Киррского (в 8-ми частях)
Автор: Феодорит Киррский

Название: Творения блаженного Феодорита, епископа Киррского (в 8-ми частях)
Издательство: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Год: 1857-1907

feodorit-kirrskij-tvoreniya-ch-1-1905

feodorit-kirrskij-tvoreniya-ch-2-1905

feodorit-kirrskij-tvoreniya-ch-3-1906

feodorit-kirrskij-tvoreniya-ch-4-1857

feodorit-kirrskij-tvoreniya-ch-5-1857

feodorit-kirrskij-tvoreniya-ch-6-1859

feodorit-kirrskij-tvoreniya-ch-7-8-1907

 Феодорит, епископ Кирский, блаженный — епископ Rиррский (386 (393?) — 457).

Родился в Антиохии. Он рано поступил в монастырь св. Евпрепия и был там чтецом. Жизнь Феодорита до епископства мало известна.

В 423 г. Феодорит сделался преемником Исидора в епископии Киррской (Сирия). На этом посту Феодорит приобрел громкую славу общественного деятеля, пастыря и писателя. Феодорит был одним из самых образованных богословов V века. В Антиохии Феодорит роздал часть своего имущества; остальную часть он употреблял на украшение города Кирра. Главной заботой епископа киррского было обращение еретиков, которых в Сирии было множество.
Мирная жизнь в епископии была нарушена спорами, вызванными учениями Нестория и Евтихия. Феодориту пришлось вести борьбу с двумя деятелями александрийской церкви — св. Кириллом Александрийским и преемником его Диоскором.

На ефесском соборе 431 г., созванном для суда над Несторием, антиохийцы, предводительствуемые Феодоритом, одержали верх над св. Кириллом, который был осужден вместе с Несторием.

Спор Феодорита с Кириллом продолжался до 436 г., когда произошло примирение враждующих партий и была принята формула осуждения Нестория, предложенная Феодоритом.

Однако, Феодориту не суждено было наслаждаться долгое время мирной жизнью в своей епископии. Место Нестория занял Евтихий, защитник монофизитской ереси. Диоскор, преемник св. Кирилла, стал на сторону Евтихия. На «разбойничьем» соборе в Ефесе в 441 г. Феодорит был низложен. Жестоко поруганный и опозоренный, Феодорит удалился в Апамейский монастырь и обратился к папе Льву, ища правды. По смерти Феодосия, в 450 г., император Маршан восстановил Феодорита в его правах, а халкидонский собор 451 г. принял Феодорита как епископа и признал его христологическую формулу. Феодорит умер в момент общего признания его заслуг, но и после смерти его имя его и учение часто подвергалось гонениям со стороны монофизитов, при императорах Анастасии I и Юстиниане.
Феодорит был самым разносторонним и глубоким писателем V в.; его сочинения касаются экзегетики, догматики, апологетики и истории церкви; кроме того замечательны его проповеди и письма. Экзегетические сочинения Феодорита, при научной глубине, являются образцом художественной отделки. Догматические труды Феодорита касаются, как ясно из предшествующего, главным образом ересей Нестория и Евтихия; положительный результат, полученный из анализа ересей, представляет учение о природе Спасителя. Источниками для Феодорита служили сочинения Евсевия, Руфина, Филосторгия, Евстафия, творения св. Афанасия, Иустина Философа, Иринея, Климента, Оригена, Евсевия и др.